СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на учащегося 1 класса

Согласована с

Утверждена
Приказом МБОУ «Краснопольская
СШ»
от «04» сентября 2023г. № 138/1

родителями (законными представителями)

«04 » сентября 2023г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающегося 1 - го класса
Возраст: 8 лет

Куратор: учитель
надомного обучения
Грызина Елена
Анатольевна

с. Краснополье, 2023 год

1

Структура СИПР
1. Пояснительная записка.
1.1 Общие сведения об обучающейся.
1.2 Общая характеристика обучающейся.
2. Индивидуальный учебный план.
3. Содержание образования.
3.1. Базовые учебные действия.
3.2. Содержание учебных предметов и коррекционно-развивающих занятий.
3. 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
3.6. Программа сотрудничества с семьей.
3.7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
3.8. Перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов.
3.9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

2

1. Пояснительная записка.
1.1. Общие сведения об обучающемся.
ФИО:
Дата рождения:
Возраст:
Место жительства:
Мать: Год обучения в МБОУ «Краснопольская СШ»: 1
Ступень обучения:1
Группа (особые потребности):VIII
Заключение ТПМПК:
1.2. Общая характеристика обучающейся.

3

2. Индивидуальный учебный план на 2023-2024 учебный год.
Индивидуальный учебный план
Обучающегося 1 класса МБОУ «Краснопольская СШ»
на 2023-2024 учебный год
(обучение на дому)
№
п/п

Учебный предмет

Количество
часов в
неделю

Коррекционно-развивающая область
1.

Коррекционно-развивающие занятия

2.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

0,5 часа

3.

Коррекционный курс «Предметно-практические
действия»
Коррекционный курс «Двигательное развитие»

0,5 часа

Коррекционный курс «Альтернативная
коммуникация»

0,5 часа

4.
5.

2 часа

0,5 часа

Итого:

4 часа

4

3. Содержание образования.
3.1. Базовые учебные действия.
Содержание
3.1.1. Подготовка к нахождению и обучению в
среде
сверстников,
к
эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся;
3.1.2.
Формирование
учебного
поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого,
на задание); умение выполнять инструкции
педагога; использование по назначению учебных
материалов; умение выполнять действия по
образцу и по подражанию;
3.1.3. Формирование умения выполнять задание: в
течение определенного периода времени, от начала
до
конца,
с
заданными
качественными
параметрами;
3.1.4. Формирование умения самостоятельно
переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д.

1 полугодие 2 полугодие
-

-

-

-

-

-

-

3.2. Содержание учебных предметов и коррекционно-развивающих занятий.
Содержание
3.2.1. Коррекционно-развивающие занятия
3.2.1.1. коррекционный курс «Сенсорное
развитие»
3.2.1.2. Зрительное восприятие
 Фиксация взгляда на лице человека
 Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (фонарик, светящиеся
игрушки)
 Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном (на уровне глаз, выше и ниже
уровня глаз) напротив обучающегося
(справа, слева от обучающегося)
 Прослеживание взглядом за движущимся
близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, впереди
или назад)
 Прослеживание взглядом за движущимся
удаленным объектом.
3.2.1.3. Слуховое восприятие
 Слушание речевых звуков
 Слушание неречевых звуков (звуки природы,
бытовые звуки и др.)

1 полугодие

2 полугодие

-

-

-

-

-

-

-

-

?
?

?
?
5

 Реакция на речь
 Реакция на неречевые звуки (звуки природы,
бытовые звуки и др.)
 Восприятие звука, исходящего от предмета
 Нахождение местоположения близко
расположенного источника звука
 Реакция на тихие и громкие звуки
музыкальных инструментов
 Реакция на музыку (тихую, громкую,
быструю, медленную и др.)
3.2.1.4. Кинестетическое восприятие
 Эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения человека
 Реакция на соприкосновение с материалами
(дерево, металл, пластмасса, бумага, вода),
различными по температуре (холодный,
теплый), фактуре (гладкий, шероховатый)
 Реакция на вибрацию, исходящую от объектов
 Реакция на давление на поверхность тела
3.2.2.1. Коррекционный курс «Предметнопрактические действия»
3.2.2.2. Действия с материалами
 Сминание материала (салфетки, туалетная
бумага, бумажные полотенца, газета, цветная
бумага)
 Разрывание материала (бумагу, вату,
природный материал)
3.2.2.3. Действия с предметами
 Захватывание, удержание, отпускание
предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки)
 Встряхивание предмета, издающего звук
 Сжимание предмета (звучащие игрушки из
разных материалов, прищепки, губки) двумя
руками (одной рукой, пальцами)
 Толкание предмета от себя (игрушка на






колесиках, ящик)
Притягивание предмета к себе (игрушка на
колесиках, ящик)
Вращение предмета (завинчивающиеся
крышки на банках, бутылках, детали
конструктора с болтами и гайками)
Складывание предметов в емкость.
Перекладывание предметов из одной
емкости в другую.

-

-

-

-

-

-

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?
?

?

дв

дв

дв

дв

дв

дв

дв

дв

дв

дв

дв

дв

дв
дв

дв
дв
6

3.2.3.1. Коррекционный курс «Двигательное
развитие»
 Удержание головы в положении лежа на
спине (на животе, на боку (правом, левом)
 Выполнение движений руками: вперед, вверх,
в стороны
 Выполнение движений пальцами рук:
сгибание или разгибание фаланг пальцев,
сгибание пальцев в кулак и разгибание
 Выполнение движений плечами.
 Изменение позы в положении лежа:

дд

дд

дд

дд

дд

дд

дд
дд

дд
дд

поворот со спины на живот, поворот с
живота на спину.
3.2.4.1. Коррекционный курс «Альтернативная
коммуникация»
3.2.4.2. Основы коммуникации
 Адекватная ответная реакция на обращенную
речь и прикосновения человека
 Адекватная ответная реакция на речь и
интонацию человека

-

-

-

-

3.2.4.3.Коммуникация с использованием
невербальных средств
 Использование взгляда как средства
коммуникации
 Использование мимики как средства
коммуникации
 Использование жеста как средства
коммуникации
3.2.4.4.Импрессивная речь
 Понимание слова, обозначающего
собственное имя
 Понимание слов, обозначающих названия
членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка,
брат, сестра), имёна членов семьи.
 Понимание слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.)
3.2.5. Коррекционно-развивающие занятия
3.2.5.1. Я и я.
 Моё имя
 Мои игрушки
 Мои любимые сказки
3.2.5.2. Тактильно-двигательное восприятие
Холодный – горячий.

-

-

-

-

-

-

?

?

?

?

?

?

?
?

?
?

?

?
?

?
7

Тяжелый – легкий.
Восприятие формы, величины, цвета
Большой – маленький.
Что бывает красным?
Что бывает круглой формы?
3.2.5.3. Я и другие.
 Говорим руками и телом
 Мальчики и девочки
3.2.5.4. Я и мои эмоции.
 Моё настроение
 Мы веселимся, смеёмся, играем

?

?

?
?
?

?
?
?

-

-

-

-

3.5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре: навыками
самообслуживания не владеет, нуждается в постоянной помощи со стороны
взрослого.
3.6. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи
Повышение осведомленности
родителей об особенностях развития
и специфических образовательных
потребностях ребенка

Обеспечение участия семьи в
разработке и реализации СИПР,
единства требований к
обучающемуся в семье и в
образовательной организации
Организация регулярного обмена
информацией о ребенке, о ходе
реализации СИПР и результатах ее
освоения

Мероприятия

Отчет о
проведении

- консультации родителей
по темам:
"Реализация СИПР в
домашних условиях",
"Режим дня ребёнка",
"Почему ребёнку нужна
игра",
"Формирование социальнобытовых навыков»,
«Зачем нужно развивать
мелкую моторику»,
«Семейные традиции»,
«Игры для развития
внимания и усидчивости»;
- индивидуальные
консультации родителей со
специалистами по запросу
родителей
- участие родителей в
разработке СИПР
- посещение родителями
уроков/занятий
- домашнее визитирование
- информирование
доступными средствами
- личные встречи, беседы
8

Организация участия родителей во
внеурочных мероприятиях

- привлечение родителей к
участию в общешкольных
мероприятиях.

3.7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:
Грызина Е.А. – учитель
3.8. Перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов.
Учреждение имеет специальный учебный и дидактический материал,
отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся с умеренной
умственной отсталостью, позволяющий эффективно осуществлять процесс
обучения по всем предметным областям.
Коррекционные курсы включают технические средства: фиброоптическое
волокно, сухой бассейн, тактильная дорожка, стол для рисования песком,
световой шар, пузырьковая колба, предназначенные для коррекции и развития
движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных
действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию имеются наборы
средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих
положительные реакции обучающихся на окружающую действительность:
конструкторы, пазлы, шнуровки, пирамидки, лото, лабиринты, кубики. Для
формирования предметно-практических действий Учреждение обладает
разнообразными по свойствам и внешним признакам материалами, игрушками и
прочими предметами. Двигательное развитие происходит с использованием
разнообразного спортивного инвентаря.
3.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Система оценки, достижений, обучающихся с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
осуществляется на основании Положения о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости, и промежуточной аттестации обучающихся,
утвержденного приказом МБОУ «Краснопольская СШ».
Текущая аттестация обучающихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП В-2 Учреждения.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного
года. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его
личности. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов
обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка,
оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

9

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ.
Уровни освоения (выполнения) действий/операций
1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым
(действие не выполняется)
2. Активное участие - действие выполняется ребёнком:
- со значительной физической помощью взрослого
- с частичной физической помощью взрослого
- по последовательной инструкции (вербальное или невербальной)
 по подражанию или по образцу
 самостоятельно с ошибками
 самостоятельно
Сформированность представлений
1. представление отсутствует
2. не выявить наличие представлений
3. представление на уровне:
 узнает объект
 не всегда узнает объект
 не узнает объект

дв
дд
д
ди
до
сш
с
?
пп
п
+

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».