Согласована с Утверждена Приказом МБОУ «Краснопольская СШ» от «04» сентября 2023г. № 138/1 родителями (законными представителями) «04 » сентября 2023г. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ обучающегося 1 - го класса Возраст: 8 лет Куратор: учитель надомного обучения Грызина Елена Анатольевна с. Краснополье, 2023 год 1 Структура СИПР 1. Пояснительная записка. 1.1 Общие сведения об обучающейся. 1.2 Общая характеристика обучающейся. 2. Индивидуальный учебный план. 3. Содержание образования. 3.1. Базовые учебные действия. 3.2. Содержание учебных предметов и коррекционно-развивающих занятий. 3. 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. 3.6. Программа сотрудничества с семьей. 3.7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР. 3.8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. 3.9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. 2 1. Пояснительная записка. 1.1. Общие сведения об обучающемся. ФИО: Дата рождения: Возраст: Место жительства: Мать: Год обучения в МБОУ «Краснопольская СШ»: 1 Ступень обучения:1 Группа (особые потребности):VIII Заключение ТПМПК: 1.2. Общая характеристика обучающейся. 3 2. Индивидуальный учебный план на 2023-2024 учебный год. Индивидуальный учебный план Обучающегося 1 класса МБОУ «Краснопольская СШ» на 2023-2024 учебный год (обучение на дому) № п/п Учебный предмет Количество часов в неделю Коррекционно-развивающая область 1. Коррекционно-развивающие занятия 2. Коррекционный курс «Сенсорное развитие» 0,5 часа 3. Коррекционный курс «Предметно-практические действия» Коррекционный курс «Двигательное развитие» 0,5 часа Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» 0,5 часа 4. 5. 2 часа 0,5 часа Итого: 4 часа 4 3. Содержание образования. 3.1. Базовые учебные действия. Содержание 3.1.1. Подготовка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; 3.1.2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию; 3.1.3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами; 3.1.4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. 1 полугодие 2 полугодие - - - - - - - 3.2. Содержание учебных предметов и коррекционно-развивающих занятий. Содержание 3.2.1. Коррекционно-развивающие занятия 3.2.1.1. коррекционный курс «Сенсорное развитие» 3.2.1.2. Зрительное восприятие Фиксация взгляда на лице человека Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки) Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося) Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, впереди или назад) Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. 3.2.1.3. Слуховое восприятие Слушание речевых звуков Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.) 1 полугодие 2 полугодие - - - - - - - - ? ? ? ? 5 Реакция на речь Реакция на неречевые звуки (звуки природы, бытовые звуки и др.) Восприятие звука, исходящего от предмета Нахождение местоположения близко расположенного источника звука Реакция на тихие и громкие звуки музыкальных инструментов Реакция на музыку (тихую, громкую, быструю, медленную и др.) 3.2.1.4. Кинестетическое восприятие Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый) Реакция на вибрацию, исходящую от объектов Реакция на давление на поверхность тела 3.2.2.1. Коррекционный курс «Предметнопрактические действия» 3.2.2.2. Действия с материалами Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная бумага) Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) 3.2.2.3. Действия с предметами Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки) Встряхивание предмета, издающего звук Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами) Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик) Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик) Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками) Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. - - - - - - ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? дв дв дв дв дв дв дв дв дв дв дв дв дв дв дв дв 6 3.2.3.1. Коррекционный курс «Двигательное развитие» Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом) Выполнение движений руками: вперед, вверх, в стороны Выполнение движений пальцами рук: сгибание или разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак и разгибание Выполнение движений плечами. Изменение позы в положении лежа: дд дд дд дд дд дд дд дд дд дд поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. 3.2.4.1. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» 3.2.4.2. Основы коммуникации Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека - - - - 3.2.4.3.Коммуникация с использованием невербальных средств Использование взгляда как средства коммуникации Использование мимики как средства коммуникации Использование жеста как средства коммуникации 3.2.4.4.Импрессивная речь Понимание слова, обозначающего собственное имя Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 3.2.5. Коррекционно-развивающие занятия 3.2.5.1. Я и я. Моё имя Мои игрушки Мои любимые сказки 3.2.5.2. Тактильно-двигательное восприятие Холодный – горячий. - - - - - - ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 7 Тяжелый – легкий. Восприятие формы, величины, цвета Большой – маленький. Что бывает красным? Что бывает круглой формы? 3.2.5.3. Я и другие. Говорим руками и телом Мальчики и девочки 3.2.5.4. Я и мои эмоции. Моё настроение Мы веселимся, смеёмся, играем ? ? ? ? ? ? ? ? - - - - 3.5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре: навыками самообслуживания не владеет, нуждается в постоянной помощи со стороны взрослого. 3.6. Программа сотрудничества с семьей. Задачи Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения Мероприятия Отчет о проведении - консультации родителей по темам: "Реализация СИПР в домашних условиях", "Режим дня ребёнка", "Почему ребёнку нужна игра", "Формирование социальнобытовых навыков», «Зачем нужно развивать мелкую моторику», «Семейные традиции», «Игры для развития внимания и усидчивости»; - индивидуальные консультации родителей со специалистами по запросу родителей - участие родителей в разработке СИПР - посещение родителями уроков/занятий - домашнее визитирование - информирование доступными средствами - личные встречи, беседы 8 Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях - привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях. 3.7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР: Грызина Е.А. – учитель 3.8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. Учреждение имеет специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся с умеренной умственной отсталостью, позволяющий эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям. Коррекционные курсы включают технические средства: фиброоптическое волокно, сухой бассейн, тактильная дорожка, стол для рисования песком, световой шар, пузырьковая колба, предназначенные для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию имеются наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность: конструкторы, пазлы, шнуровки, пирамидки, лото, лабиринты, кубики. Для формирования предметно-практических действий Учреждение обладает разнообразными по свойствам и внешним признакам материалами, игрушками и прочими предметами. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного спортивного инвентаря. 3.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Система оценки, достижений, обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы осуществляется на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, и промежуточной аттестации обучающихся, утвержденного приказом МБОУ «Краснопольская СШ». Текущая аттестация обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП В-2 Учреждения. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. 9 СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ. Уровни освоения (выполнения) действий/операций 1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (действие не выполняется) 2. Активное участие - действие выполняется ребёнком: - со значительной физической помощью взрослого - с частичной физической помощью взрослого - по последовательной инструкции (вербальное или невербальной) по подражанию или по образцу самостоятельно с ошибками самостоятельно Сформированность представлений 1. представление отсутствует 2. не выявить наличие представлений 3. представление на уровне: узнает объект не всегда узнает объект не узнает объект дв дд д ди до сш с ? пп п + 10