УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Краснопольская СШ» ________ Ж.П. Натейкина Приказ №106 от 28.08.2023 г Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Практико-ориентированные задачи» 9 класс На 2023-2024 учебный год Составитель: Черных О.А. учитель математики с. Краснополье, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Практико-ориентированные задачи» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов: Закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012года. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года); Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672 Основной образовательной программы МБОУ «Краснопольская СШ» Учебного плана МБОУ «Краснопольская СШ» на 2023-2024 учебный год. Календарного учебного графика МБОУ «Краснопольская СШ». Актуальность: Данный курс по математике ориентирован на практические задачи и представляет собой важный шаг в развитии образовательной системы. Он поможет ученикам не только освоить математические навыки, но и научиться применять их на практике, что является особенно важным в современном мире. Математика является неотъемлемой частью нашей жизни, и ее знание и умение применять необходимо для решения многих задач в различных сферах деятельности. Например, в экономике, финансах, технике, науке и многих других областях. Кроме того, данный курс поможет ученикам развить свое логическое и творческое мышление, что также является важным навыком в современном мире. Ведь сегодня все больше и больше работодателей ценят умение решать нестандартные задачи и находить необычные решения. Практико-ориентированные задачи должны присутствовать на протяжении всего образовательного процесса в школе. Они должны быть творческими и неоднотипными, чтобы учащиеся могли самостоятельно искать оптимальные способы их решения. При этом важно, чтобы задачи были представлены последовательно, от простых к сложным, чтобы учащиеся могли осознанно и наглядно усваивать материал. Также стоит отметить, что данная программа поможет ученикам подготовиться к экзамену по математике в форме ОГЭ. Ведь задания на экзамене ориентированы на практические задачи, и умение решать такие задачи будет являться важным преимуществом при сдаче экзамена. Наконец, что данная программа является частью общего тренда в образовании, когда все больше и больше внимания уделяется практическим навыкам. Ведь сегодня работодатели ценят не только теоретические знания, но и практические навыки, которые можно применить на работе. Поэтому данный курс поможет ученикам подготовиться к будущей профессиональной деятельности и стать более востребованными на рынке труда. Цель: Для обеспечения успешной сдачи итогового тестирования по типу ОГЭ необходимо эффективно организовать систематическое повторение математического курса, чтобы обучающиеся могли приобрести опыт решения разнообразных задач. Это позволит им уверенно справиться с требованиями тестирования и достичь хороших результатов. Задачи программы: Образовательные: - Обоснование понятия практико-ориентированных задач и их внедрение в образовательный процесс средней школы с целью развития ключевых компетенций и подготовки к ОГЭ по математике. - Приобретение практических навыков при решении заданий ОГЭ как на базовом, так и на повышенном уровне сложности. - Выработка умений решать практико-ориентированные задачи, что способствует расширению математического кругозора обучающихся. Воспитательные: - Содействие развитию интереса к изучению математики. - Формирование у обучающихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету. - Воспитание внимательности, настойчивости, терпения, аккуратности и правильности в оформлении заданий. Развивающие цели: - Создание условий для развития аналитических способностей обучающихся, включая умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты и делать выводы. - Создание условий для развития памяти, внимания и воображения. - Создание условий для развития логического мышления, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, а также умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ. - Создание условий для формирования функциональной математической грамотности учащихся. Место предмета в учебном плане: Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год Планируемые результаты освоения программы: Программа обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные: Приобретение навыков решения задач. Развитие самостоятельности и личной ответственности при подготовке к экзаменам. Усиление способности к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками при решении практических задач. Сформированность умения анализировать проблемы и нахождение источников для их решения. Освоение методов поиска разнообразных путей решения задач и их оценки. Метапредметные: Познавательные: овладение методами решения творческих и поисковых задач; использование разнообразных подходов к поиску, сбору, обработке, анализу, организации, передаче и интерпретации информации, включая использование источников, таких как газеты, журналы и интернет-сайты; формирование умения представлять информацию в различных форматах, таких как таблицы, схемы, графики и диаграммы; развитие логических действий: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений и ассоциаций с известными понятиями; освоение основных понятий в различных областях знаний. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действий с поддержкой учителя и самостоятельно; проявление инициативы в познавательной и творческой деятельности; оценка правильности выполненных действий, включая самооценку и взаимооценку; адекватное восприятие предложений со стороны товарищей, учителей и родителей. Коммуникативные: создание текстов в устной и письменной форме; готовность к слушанию собеседника и ведению диалога; умение аргументировать свою точку зрения и оценивать события; способность определить общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и адекватно оценивать поведение всех участников; овладение разнообразными формами публичных выступлений (высказываниями, монологами, дискуссиями) в соответствии с этическими нормами и правилами ведения диалога; Предметные результаты должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать: Понимание математики как инструмента для анализа реальных событий и явлений: Учащиеся должны осознавать, что математика – это не только набор абстрактных правил, но и метод познания окружающего мира. Она дает способ описывать и исследовать разнообразные процессы и явления. Узнавание роли математики в глобальном историческом контексте: Одной из задач является формирование осознания о важности математики в развитии не только России, но и мировой науки и технологий. Ученикам следует понимать, как математика оказывает влияние на различные сферы человеческой жизни. Развитие навыков работы с учебными математическими текстами: Помимо освоения математического содержания, ученики должны уметь анализировать учебные материалы, извлекать необходимую информацию из текстов, точно и четко выражать свои мысли, используя специфическую терминологию и символику. Они также должны способствовать классификации данных, предоставлять логические обоснования и проводить доказательства математических утверждений. Формирование позитивного отношения к математике в целом и к текстовым задачам в частности: Важно, чтобы учащиеся развивали положительное отношение к предмету "математика" и понимали, что текстовые задачи не только проверяют их знания, но и помогают применять математические методы для решения практических задач. Ученик будет обладать способностью: • Разбираться в тексте задачи: определять суть задачи, выделять важные детали, определять искомые величины; • Находить и извлекать нужную информацию из текста задачи, рисунков или таблиц для решения поставленных вопросов; • Создавать модель ситуации, описанной в задаче; • Использовать соответствующие символы и обозначения для моделирования ситуации; • Составлять последовательность шагов (алгоритм) для решения задачи; • Объяснять и обосновывать свои действия; • Воспроизводить способ решения задачи; • Сравнивать полученные результаты с условием задачи; • Выбирать наиболее эффективные методы решения; • Оценивать правильность предложенного решения задачи; • Активно участвовать в учебном диалоге, анализировать процесс поиска решения и его результаты; • Создавать простые задачи; • Ориентироваться по направлениям "влево", "вправо", "вверх" и "вниз"; • Идентифицировать точку начала движения, числа и стрелки, указывающие направление движения; • Выполнять рисование линий по заданному маршруту (по алгоритму); • Выделять фигуры заданной формы на сложных чертежах. Формы и методы реализации программы: Организационные формы деятельности: проведение практических занятий, применение метода проблемно-поискового обучения, реализация проектной деятельности, коллективная и партнерская работа, представление результатов через презентации, воплощение идей в ролевых играх, осуществление поиска информации. Разновидности учебной деятельности: активное участие в образовательном диалоге, выполнение задач практических упражнений, выбор наиболее значимой информации из различных источников, сотрудничество в парах и группах для совместной работы, разработка и применение алгоритмов решения задач. Содержание программы внеурочной деятельности: Раздел Что такое практикоориентированные задачи, их особенности. Виды практико-ориентированных заданий. Задачи о дачном участке; Основное содержание Кол-во часов 1 Работа с единицами измерения; Округление чисел; Процент от числа, число по его проценту; Дробь от числа, число по его дроби; Основное свойство пропорции; Разбираться в изображении рисунков, планов и масштабах фигур; Работать с графиками; Работа с геометрическими формулами; Знаковая символика; 3 Задачи про планировку двухкомнатной квартиры; Работа с единицами измерения; Округление чисел; Процент от числа, число по его проценту; Дробь от числа, число по его дроби; Основное свойство пропорции; Разбираться в изображении рисунков, планов и масштабах фигур; Работать с графиками; Работа с геометрическими формулами; Знаковая символика; 2 Задачи про план местности; Работа с единицами измерения; Округление чисел; Процент от числа, число по его проценту; 3 Дробь от числа, число по его дроби; Основное свойство пропорции; Разбираться в изображении рисунков, планов и масштабах фигур; Работать с графиками; Работа с геометрическими формулами; Работа с текстом, с таблицей; Знаковая символика; Задачи о земледелии в горных районах страны; Теорема Пифагора; Пропорция; Проценты; Работа с текстом, с таблицей; Геометрические формулы; 3 Выбор наиболее выгодных условий для покупки и транспортировки товаров Задачи про установку печи в бане; Понятие производительности труда; Зависимость объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения; Задачи на планирование; Проценты; Выбор наиболее выгодных условий для покупки и транспортировки товаров 3 Задачи про автомобильные шины; Пропорция; Проценты; Окружность; Знаковая символика; Площадь; Периметр; 3 Задачи про теплицу; Задачи про формат листов А4; 3 Разбираться в изображении 3 рисунков, планов и масштабах фигур; Работа с геометрическими формулами; Работа с единицами измерения; Задачи о мобильном интернете и трафике Работа с таблицами, графиками; Пропорция; Проценты; 3 Задачи про ОСАГО; Работа с таблицами; Знаковая символика; Работа с единицами измерения; Работа с текстом, с таблицей; Разбираться в изображении рисунков, планов, схем; 3 Задачи про схемы метро; Решение тренировочных вариантов ОГЭ 2 2 Календарно-тематическое планирование: № занятия Тема занятия 1 1 2 Что такое практикоориентированные задачи, их особенности. Виды практикоориентированных заданий; Задачи о дачном участке; 3 Задачи о дачном участке; 1 4 Задачи о дачном участке; 1 5 Задачи про планировку двухкомнатной квартиры; 1 6 Задачи про планировку двухкомнатной квартиры; 1 7 8 9 10 Задачи про план местности; Задачи про план местности; Задачи про план местности; Задачи о земледелии в горных районах страны; Задачи о земледелии в горных районах страны; Задачи о земледелии в горных районах страны; Задачи про установку печи в бане; 1 1 1 1 14 Задачи про установку печи в бане; 1 15 Задачи про установку печи в бане; 1 16 Задачи про автомобильные шины; 1 11 12 13 Кол-во 1 1 1 1 Дата проведения 1 19 Задачи про автомобильные шины; Задачи про автомобильные шины; Задачи про теплицу; 20 Задачи про теплицу; 1 21 Задачи про теплицу; 1 22 23 24 25 Задачи про формат листов А4; Задачи про формат листов А4; Задачи про формат листов А4; Задачи о мобильном интернете и трафике; 1 1 1 1 26 Задачи о мобильном интернете и трафике; 1 27 Задачи о мобильном интернете и трафике; 1 28 29 30 31 32 33 Задачи про ОСАГО; Задачи про ОСАГО; Задачи про ОСАГО; Задачи про схемы метро; Задачи про схемы метро; Решение тренировочных вариантов ОГЭ Решение тренировочных вариантов ОГЭ 1 1 1 1 1 1 17 18 34 1 1 1 Учебно-методическое оснащение программы: ОГЭ; Математика; Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред; И;В; Ященко – Москва; Издательство «Национальное образование», 2022; ОГЭ, математика, типовые экзаменационные варианты, 50 вариантов, Ященко И;В;, 2023 Ященко И;В;, Шестаков С;А; ОГЭ по математике от А до Я; Модульный курс; Задачи с практическим содержанием; — М;: МЦНМО, 2018; — 106 с; Ябурова Е;А; Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения математике http://www;dissercat;com/content/zadachi-s-prakticheskim-soderzhaniem-kak-sredstvorealizatsii-praktiko-orientirovannogo-obuc ФИПИ http://fipi;ru/ РЕШУ ОГЭ https://math-oge;sdamgia;ru/test?theme=103 https://www;time4math;ru/oge https://www;uchportal;ru/load/246-1-0-87948 https://infourok;ru/zadaniya-oge-po-matematike-4010688;html https://math-oge;sdamgia;ru/test?theme=107