МБОУ «Краснопольская СШ»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Зам.директора по УР
Директор
_______________С.Е. Татаркина
_______________Ж.П. Натейкина
Приказ № 155 от 29.08.2025 г.
Приказ № 155 от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Путешествие в сказку»
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
с. Краснополье 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа Школьный театр «Путешествие в сказку» разработана в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования».
Уставом
МБОУ
«Краснопольская СШ» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих
программ учителей, реализующих ФГОС второго поколения;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Краснопольская СШ;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы педагога,
реализующего ФГОС второго поколения;
- Программа составлена на основе пособия по дополнительному образованию под
редакцией И.А. Генераловой М.: Баласс,2010.
Общая характеристика
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет
решать
многие
актуальные
проблемы
педагогики
и
психологии,
связанные
с
художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения,
фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная сила воздействия театральной
игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную
возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде.
Программа способствует развитию художественно-театральной культуры, подъему
духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп
нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания
детей.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят
развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать,
ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Предлагаемая программа соответствует современным целям общего образования,
основным
положениям
Концепции
модернизации
Российского
образования,
перспективным целям начального образования в школе. Программа ориентирована на
развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его
социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших
школьников.
Цель программы:
Развитие творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
формировать необходимые представления о театральном искусстве;
формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных
заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
формировать практические навыки пластической выразительности с учётом
индивидуальных физических возможностей ребенка;
отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с
партнёром, создавать образ героя, работать над ролью.
Развивающие
развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории
театрального искусства;
развивать
творческую
активность
через
индивидуальное
раскрытие
способностей каждого ребёнка;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое
воображение;
развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в
области сценического искусства;
развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные
ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей
(жизнь, природа, человек, здоровье, гармония, красота);
способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях
художественной деятельности;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной
позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
формирование позитивных ценностных ориентаций (активная
жизнедеятельность, исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.),
для социальной адаптации обучающегося.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Формы проведения занятий
Игра, беседа, иллюстрирование, мастерская, инсценирование, ведение театральных
кукол, посещение театра сказок, работа в малых группах, актёрский тренинг,
экскурсия.
Ожидаемый результат
Овладение универсальными познавательными действиями:
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему.
Умеют произносить скороговорку и стихотворение в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить
к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
Содержание программы (1-4 класс)
1.Театральные подмостки. (12ч)
Знакомство детей с историей театра. Знакомство с понятиями «балкон», «ложа»,
«закулисье», «сцена». Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и
«фанат». Понятие о театральных профессиях (костюмер, гримёр, осветитель, актер,
режиссер…) Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими. Изображение
понравившейся театральной куклы. Ознакомление детей с принципом управления
движениями куклы. Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина,
черепаха Тортилла , Карабас-Барабас). Изготовление простых кукол-перчатки. Знакомство
с театрами своего города. Просмотр видео о театрах. Презентация. Культура и техника
чтения скороговорок.
2.Сцена и актеры. (10ч)
Знакомство с театральными постановками. Знакомство с понятием «ширма».Обучение
работе над ширмой. Понятие «декорация». Ознакомление с элементами оформления
спектакля театра. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.)
Распределение и пробы ролей Разучивание ролей. Репетиция и инсценирование басни
Крылова «Ворона и лисица» на сцене. Показ спектакля.
3.Театр начинается с вешалки. (6ч)
Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов
на спектакль. Планирование и изготовление афиши. Изготовление простейших плоских
кукол, для игры за ширмой. Декорации. Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за
ширмой. Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за ширмой. Просмотр
музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения.
4.Весь мир — театр, а люди в нём актеры. (5ч)
Пластическая выразительность актера. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.
Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой. Репетиция и
инсценирование сказки «Репка». Разучивание ролей. Репетиция и инсценирование сказки
«Теремок на новый лад».
5.Подготовка к итоговому театральному представлению. (1ч)
Творческий отчет «В мире сказок».
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Путешествие в сказку» 1-4 класс, 2025-2026 уч.год
№
Тема
п\п
Кол-
Элемент содержания
во
План
часов
Раздел 1. Театральные подмостки.
1
Вводное занятие. Виды
1
театра.
Знакомство детей с историей
театра.
2
Театр снаружи и внутри.
1
3
Зритель в театре.
1
4
Театральные профессии
1
Понятие о театральных
профессиях (костюмер, гримёр,
осветитель, актер, режиссер…)
5
Виды театральных кукол
и способы управления
ими.
Виды театральных кукол
и способы управления
ими.
Понятие «кукловод».
1
Беседа о разновидностях
кукол и способах
управлениями ими.
Изображение понравившейся
театральной куклы.
Виды театральных
1
6
7
8
9
10
11
12
13
1
14
Ознакомление детей с
принципом управления
движениями куклы.
История одной куклы.
Просмотр фильма про
1
Буратино
Художественная
Изображение героев сказки
1
мастерская Папы Карло
«Буратино». (Буратино,
Мальвина, черепаха Тортилла
, Карабас-Барабас)
Творческая мастерская.
Изготовление простых кукол1
перчатки.
Театры России
Знакомство с театрами своего
1
города. Просмотр видео о
театрах. Презентация.
Постановка
речи.
Культура и техника чтения
1
Скороговорка.
скороговорок.
Раздел 2. Сцена и актеры.
Знакомство с понятием
Понятие «декорация».
Знакомство с театральными
постановками
1
«ширма».
15
Знакомство с понятиями
«балкон», «ложа»,
«закулисье», «сцена»,
Знакомство с правилами
поведения в театре. Понятия
«зритель» и «фанат».
1
постановок
1
Дата
Знакомство с понятием
«ширма».Обучение работе
над ширмой.
Понятие «декорация».
Факт
16
Мастерская декорации
1
17
Мастерская декорации
1
Ознакомление с элементами
оформления спектакля
театра.
Изготовление плоскостных
декораций (деревья, дома и
т.д.)
Распределение и пробы ролей
Разучивание ролей.
18
Чтение пьесы по ролям,
1
анализ текста
Распределение и пробы ролей
. Разучивание ролей.
19
Театральная игра
1
20
Театральная игра
1
21
Подготовка к спектаклю.
1
22
Спектакль «Ворона и
1
Репетиция и инсценирование
басни Крылова «Ворона и
лисица» на сцене.
Репетиция и инсценирование
басни Крылова «Ворона и
лисица» на сцене.
Распределение и пробы ролей
. Разучивание ролей.
Показ спектакля
лисица»
Раздел 3. Театр начинается с вешалки.
23
Касса и билеты.
1
24
Афиша.
1
Знакомство с профессией
«билетер», «кассир».
Изготовление и
распространение билетов на
спектакль.
Планирование и изготовление
афиши
25
Мастерская кукол.
1
Бумажная сказка
26
Мастерская декораций.
1
27
Театральная игра
1
Актерская грамота.
1
28
29
Изготовление простейших
плоских кукол, для игры за
ширмой
Декорации
Репетиция и инсценирование
сказки «Колобок» за ширмой.
Театральный видеосалон
Просмотр музыкальной
1
сказки-спектакля «Волк и
семеро козлят». Анализ
произведения.
Раздел 4. Весь мир — театр, а люди в нём актеры.
Пластическая
выразительность актера
30
Чтение пьесы по ролям,
1
анализ текста.
31
Театральная игра.
Распределение и пробы
ролей. Разучивание ролей.
1
Репетиция и инсценирование
сказки «Репка»
32
Чтение пьесы по ролям,
1
анализ текста.
33
Театральная игра.
1
34
Творческий отчет.
1
Распределение и пробы
ролей. Разучивание ролей.
Репетиция и инсценирование
сказки «Теремок на новый
лад»
Раздел 5. Подготовка к итоговому театральному представлению.
«Алло! Это театр?»
Творческий отчет «В мире
сказок»
Список литературы:
Методическая литература:
Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;
газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;
Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.
Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников
дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.
6. И.А. Генералова«Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас»
2010
1.
2.
3.
4.
5.