Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснопольская СШ» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Зам.директора по УВР Директором Татаркина С.Е. Приказ № 106 от «28» 08.2023 г. от «28» 08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Академия талантов» ДЛЯ 5-9 КЛАССА Разработчик программы : Араштаева Е.А. учитель русского языка и литературы, 1к.к. с. Краснополье 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов: - ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями); - Фундаментальное ядро содержания общего образования; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа « Академия талантов» является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Краснопольская СШ». 1.Актуальность программы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых. Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. 2. Концепция программы Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Одарённые дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления; - имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда. Условно можно выделить следующие категории одарённых детей: - дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями; - дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями; - дети с высокими творческими (художественными) способностями; - дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями; - учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Цель программы: создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей. Задачи: - выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу; - проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности. - произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу; - воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении; - поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники). . Результаты по формированию УУД Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек); осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ; грамотное построение устной и письменной речи; выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности; извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов; самостоятельно создавать алгоритм действий; обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов; устанавливать аналогии; владеть общим рядом приемом решения задач; выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора; понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности; использовать разные географические средства; замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера; Личностные УУД: основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину; чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России; осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности; Умения: проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели; работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др. стремление к самосовершенствованию; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; Регулятивные УУД: замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи; оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты); адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей; составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей; прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи; самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану; понимать значение работы над устранением ошибок; находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок; подбирать задания на устранение пробелов в знаниях; различать способ и результат действия; Коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать в паре, группе и классе; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать; с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия; анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию; выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; составлять внутренний план действий; Формы работы с одаренными детьми: - Индивидуальный подход на уроках, использование элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков. - Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам. - Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.). - Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, конференции, спортивные соревнования. - Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия). Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; Ожидаемые конечные результаты реализации программы - Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности. - Развитие потенциала детей. - Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми. - Создание условий поддержки и защиты одаренных детей. Описание модели работы с одаренными детьми . Формы работы с одаренными учащимися. групповые занятия; конкурсы; участие в олимпиадах; исследовательская деятельность. Методическая работа педагога: заниматься самообразованием; повышать профессиональное мастерство; посещать занятия других педагогов; участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов; проводить открытые занятия; подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад. Работа с родителями. Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”. Мониторинг результативности работы с учащимися педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.); отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР); отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса); уровень самооценки (С.В. Ковалев). отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения. Планируемые результаты: - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях; - призовые места или дипломы в городских олимпиадах. - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; - развитие творческого и логического мышления учащихся; После изучения курса программы учащиеся должны уметь: воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; определять учебную задачу; ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; владеть своим вниманием; сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания; владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности использовать основные приемы мыслительной деятельности; самостоятельно мыслить и творчески работать; владеть нормами нравственных и межличностных отношений. Этапы реализации I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости: 1. Создание - банка данных по одарённым детям; - банка творческих работ учащихся; - банка заданий повышенной сложности; - рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми. 2. Организация - системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские; - творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций; - внеклассной работы по предмету. II этап. Деятельностный: - организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся; - активное использование в проектной деятельности. III этап. Констатирующий. - оформление портфолио; - внедрение в практику рейтинга учащихся. Содержание программы 1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети» 1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании». 1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся. 1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.. 1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми. 1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. 2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов. 2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, всероссийских олимпиадах. 2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций. 3. Наблюдение, контроль за выполнением программы. 3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня. 3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2023 -2024 гг. Мероприятия Сроки Диагностика одаренных детей октябрь ежегодно Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год август, ежегодно постоянно Составление индивидуальной программы обучения: - разработка планов индивидуальной работы с детьми; - проведения занятий с детьми; - отработка форм, методов, приёмов работы - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах. Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети». Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми. Распространение опыта работы с одаренными детьми. октябрь ежегодно ежегодно май, ежегодно постоянно ежегодно май 2017-2021 Тематическое планирование Название раздела, темы Количество часов Диагностика, выявленияе одаренных детей. 2 Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий 5 Подготовка к конкурсам и олимпиадам по предметам 5 Участие в районных, областных, республиканских, международных олимпиадах, конкурсах-играх 5 Школьная олимпиада по предметам 2 Анализ результатов олимпиад, конкурсов 5 Работа на образовательной платформе Учи.ру 5 Индивидуальная работа с одаренными учащимися 2 Домашние задания опережающего творческие отчёты, презентации характера, эссе, 2 Литература 1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982 2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991. 3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9. 4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002. 5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3. 7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991 9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000. 10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.