рабочая программа внеурочной деятельности _Академия талантов_ 5-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснопольская СШ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам.директора по УВР

Директором

Татаркина С.Е.

Приказ № 106

от «28» 08.2023 г.

от «28» 08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Академия талантов»
ДЛЯ 5-9 КЛАССА

Разработчик программы :
Араштаева Е.А.
учитель русского языка и литературы, 1к.к.

с. Краснополье 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
- Фундаментальное ядро содержания общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа « Академия талантов» является частью основной образовательной программы
основного общего образования МБОУ «Краснопольская СШ».
1.Актуальность программы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского
общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной
системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной
интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. У
каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания
учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое
руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых
детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие
интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять
процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных
проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в
основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и
свободными в своей интеллектуальной деятельности.
2. Концепция программы
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за
учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из
важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными
способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой
познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и
психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные
компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком
подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность
следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса,
содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой
сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в

воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности,
поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей,
по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь,
предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и
регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой
ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит
в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с
этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого
ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения
проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование
деятельности.
Цель программы: создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала,
творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также
интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся
проявить свои способности.
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует
развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной
деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей,
настойчивость и последовательность в их воплощении;
- поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с
родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные
мероприятия, концерты, праздники).














. Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый
человек);
осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
грамотное построение устной и письменной речи;
выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
самостоятельно создавать алгоритм действий;
обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
владеть общим рядом приемом решения задач;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной
действительности;
использовать разные географические средства;
замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения
проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:


































основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России,
любящего свою родину;
чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего
ответственность за судьбу России;
осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;
Умения:
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.
стремление к самосовершенствованию;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно –
познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки,
использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала,
анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и
трудностей;
прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
понимать значение работы над устранением ошибок;
находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его
собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности,
устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания
и условий осуществляемых действий;
составлять внутренний план действий;
Формы работы с одаренными детьми:
- Индивидуальный подход на уроках, использование элементов дифференцированного обучения,
проведение нестандартных форм уроков.
- Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным
играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык,
окружающий мир, литературное чтение и др.).

- Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, конференции, спортивные
соревнования.
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по
предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Развитие потенциала детей.
- Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
- Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
























Описание модели работы с одаренными детьми
.
Формы работы с одаренными учащимися.
групповые занятия;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО
педагогов;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания,
педагогический всеобуч родителей.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Мониторинг результативности работы с учащимися
педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по
методике Орловой Т. В.);
отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
уровень самооценки (С.В. Ковалев).
отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Планируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в
нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной
информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;








владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными
приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые
дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных
учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4.
Обогащение
и
распространение
опыта
работы
с
одаренными
детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения
отдельных образовательных областей или предметов.
2.1.
Организация
и
проведение
школьных
олимпиад.
Участие
в
районных,
всероссийских
олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических
конференций.
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2023 -2024 гг.
Мероприятия
Сроки
Диагностика одаренных детей
октябрь
ежегодно
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год
август,

ежегодно
постоянно

Составление индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.
Организация и проведение школьных олимпиад.
Участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах.
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные
дети».
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с
одаренными детьми.
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.
Распространение опыта работы с одаренными детьми.

октябрь
ежегодно
ежегодно
май,
ежегодно
постоянно
ежегодно
май
2017-2021

Тематическое планирование
Название раздела, темы

Количество часов

Диагностика, выявленияе одаренных детей.

2

Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с
разбором олимпиадных заданий

5

Подготовка к конкурсам и олимпиадам по предметам

5

Участие в районных, областных, республиканских,
международных олимпиадах, конкурсах-играх

5

Школьная олимпиада по предметам

2

Анализ результатов олимпиад, конкурсов

5

Работа на образовательной платформе Учи.ру

5

Индивидуальная работа с одаренными учащимися

2

Домашние задания опережающего
творческие отчёты, презентации

характера,

эссе,

2

Литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– №
9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие
одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи»,
2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности //

Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс»,
1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности
детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».