Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснопольская средняя школа»
(МБОУ «Краснопольская СШ»)
УТВЕРЖДЕНО:
приказом директором
МБОУ «Краснопольская СШ»
Приказ № 155 от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУ «Краснопольская СШ»
на 2025-2026 гг.
2025 г.
Оглавление
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ...............................................................................................................4
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся. ....................................................................5
1.2.
Направления воспитания................................................................................................6
1.3.
Целевые ориентиры результатов воспитания. .............................................................7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. ........................................................................................12
2.1. Уклад Школы. ...................................................................................................................12
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. ........................................16
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. .....................................................................................35
3.1. Кадровое обеспечение. .....................................................................................................35
3.2. Нормативно-методическое обеспечение воспитательной деятельности .................37
3.2. Система поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции
обучающихся ........................................................................................................................38
3.3. Анализ воспитательного процесса. .............................................................................40
Итоги самоанализа воспитательной работы ......................................................................43
3
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП МБОУ «Краснопольская СШ»
(далее – Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная
программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и
среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена
для планирования и организации системной
воспитательной деятельности в МБОУ «Краснопольская СШ»;
разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ
«Краснопольская СШ», в том числе Совета обучающихся,
Управляющего совета, и утверждена педагогическим советом школы;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском
обществе
на
основе
российских
базовых
конституционных норм и ценностей;
предусматривает
историческое
просвещение,
формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.
Содержание воспитания обучающихся в МБОУ «Краснопольская
СШ» (далее – Школа) определяется содержанием российских базовых
(гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в
Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает традиционные
российские духовно-нравственные ценности культуры, традиционных
религий народов России.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
4
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания:
развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия,
ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
усвоение обучающимися знаний норм, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское
общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
общеобразовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
1.1.
5
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом
принципов
воспитания:
гуманистической
направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
1.2.
Направления воспитания.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности Школы по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями
и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе
в части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском
государстве
и
субъекту
тысячелетней
российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного
воспитания
на
основе
духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие
физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к
труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации
на
трудовую
деятельность,
получение
профессии,
личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
6
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных
ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды.
8) Ценностей научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
установлены ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
1.3.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
начального общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
1.3.
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине - России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
7
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной
принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный,
проявляющий
сопереживание,
готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание
в
разных
видах
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
Трудовое воспитание
8
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности
экологических норм.
Ценности научного познания
придерживаться
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
1.3.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
знающий и принимающий свою российскую гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания;
9
проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности.
Духовно-нравственное воспитание
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно- нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий
поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
10
общества.
Эстетическое воспитание
выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием;
способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Физическое воспитание
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом
возраста.
Трудовое воспитание
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
11
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1. Уклад Школы.
Месторасположение и инфраструктура
МБОУ «Краснопольская СШ» расположена в центре села. Школа
успешно осуществляет образовательную деятельность. МБОУ
«Краснопольская СШ» создано Муниципальным образованием
Алтайского района для выполнения работ, оказания услуг в целях
12
обеспечения реализации предусмотренных законодательством
Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления
в сфере образования.
Одно из старейших в районе (год основания - 1970) Коллектив
школы бережно хранит традиции.
Образовательная организация пользуется авторитетом, доброй
репутацией поставщика своих выпускников в вузы, СПО и их
успешностью.
МБОУ «Краснопольская СШ» информационно открыта имеет
свой сайт, группу в ВК.
Характеристика контингента обучающихся
В настоящее время в школе обучается 65 учащихся с 1 по 9 класс.
Большинство из них — полные и социально благополучные.
Однако контингент учащихся отличается неоднородностью по нескольким
критериям:
Учебные возможности — среди обучающихся есть дети с разным
уровнем подготовки, включая учащегося с ОВЗ.
Социальный статус — в школе есть дети из семей с низким
воспитательным потенциалом.
Роль педагогического коллектива
Ключевым фактором положительного влияния на учащихся является
профессиональный педагогический состав. Административная команда
обладает значительным управленческим опытом, а учителя сочетают в себе
продуктивные традиционные методики и инновационные подходы. В школе
работают как опытные педагоги, так и молодые специалисты с высокой
творческой активностью.
Факторы негативного воздействия
Среди возможных рисков выделяются:
чрезмерное увлечение социальными сетями и компьютерными играми;
недостаточный воспитательный ресурс некоторых родителей;
Социальное
партнерство
и
внешние
связи
В селе функционируют учреждения, способствующие развитию детей:
1. Краснопольский СДК;
2. Краснопольский д/с «Малышок»;
3. Детско – юношеская спортивная школа с.Белый Яр
13
4. МБОУ ДО «Белоярская детская музыкальная школа».
5. Сельская библиотека (регулярно проводит тематические занятия
для школьников);
Воспитательная цель школы
Педагогический коллектив МБОУ «Краснопольская СШ» видит свою
миссию в формировании нравственно зрелой, творческой и социально
ответственной личности. Мы стремимся воспитать граждан, которые:
искренне любят свою Родину и ощущают личную сопричастность к её
судьбе;
обладают глубокими знаниями и готовы применять их на благо страны;
уважают духовные и культурные ценности многонационального народа
России.
Формирующиеся школьные традиции
За годы работы, в школе уже сложились значимые мероприятия, которые
объединяют учащихся, педагогов и родителей:
Торжественные линейки (1 сентября и Последний звонок)
День самоуправления (ко Дню учителя)
Тематические новогодние праздники
Военно-патриотическое «Посвящение в защитники Отечества»
Творческие конкурсы («Мисс Школа», шоу талантов «Один в один»)
Народные праздники («Широкая Масленица»)
Мемориальные мероприятия ко Дню Победы
Принципы воспитательной системы
1. Событийный подход
Воспитательный процесс строится вокруг значимых общешкольных
мероприятий, которые становятся точками интеграции усилий всего
педагогического коллектива.
2. Коллективное творчество
Каждое ключевое мероприятие разрабатывается, проводится и
анализируется совместно педагогами и учениками, что формирует
чувство сопричастности.
3. Постепенное взросление
Система воспитания выстроена так, что с каждым годом ученики
получают больше возможностей для самореализации - от участников
до организаторов событий.
4. Кооперация вместо конкуренции
Мы сознательно избегаем искусственного соперничества между
классами, делая акцент на межвозрастном взаимодействии и
социальной активности.
14
5. Командный дух
Педагоги уделяют особое внимание формированию благоприятного
климата во всех детских коллективах - классах, кружках, секциях.
6. Ключевая роль классного руководителя
Наставник класса выполняет многогранную функцию: защитника
интересов детей, организатора, медиатора в конфликтах и наставника в
личностном развитии.
Эта система позволяет создавать в школе особую воспитательную среду,
где каждый ученик чувствует свою ценность и возможность внести вклад в
общее дело.
Участие
МБОУ
«Краснопольской
СШ»
образовательных и воспитательных проектах
во
всероссийских
МБОУ «Краснопольская СШ» включается в федеральные инициативы,
направленные на патриотическое, духовно-нравственное и интеллектуальное
развитие подрастающего поколения. Участие в этих проектах позволяет
расширить образовательные возможности школы, вовлечь обучающихся в
значимые социальные практики и укрепить их гражданскую позицию.
Ключевые проекты и программы:
1. «Орлята России»
Всероссийская программа развития социальной активности младших
школьников, реализуемая в рамках федерального проекта
«Патриотическое воспитание граждан РФ». Учащиеся начальных
классов участвуют в коллективных творческих делах, развивают
лидерские качества и учатся работать в команде.
2. «Большая перемена»
Крупнейший конкурс для школьников, где каждый может проявить
свои таланты, найти единомышленников и получить поддержку для
реализации собственных идей. Наши ученики ежегодно становятся его
активными участниками и призерами.
3. «Без срока давности»
Федеральный проект, направленный на сохранение исторической
памяти о Великой Отечественной войне. Обучающиеся участвуют в
исследовательских работах, тематических уроках и мемориальных
акциях.
4. «Киноуроки в школах России»
Проект сочетает воспитание нравственных ценностей с просмотром и
обсуждением специально созданных детских короткометражных
фильмов.
5. «Движение первых»
15
Современное молодежное движение, объединяющее школьников
вокруг ценностей дружбы, взаимопомощи, труда и служения
Отечеству. На базе школы действует первичное отделение движения.
6. «Пушкинская карта»
Благодаря этому проекту учащиеся могут бесплатно посещать музеи,
театры и концерты, приобщаясь к культурному наследию страны.
7. Всероссийские спортивные и патриотические акции
–
«ГТО»
(возрождение
норм
физической
подготовки)
– «Бессмертный полк» (шествие в память о героях войны)
– «Свеча памяти» (мемориальная акция ко Дню Победы)
Участие в федеральных проектах позволяет:
дать ученикам возможность самореализации в разных сферах;
укрепить их связь с культурными и историческими традициями России;
формировать
активную гражданскую позицию и социальную
ответственность.
Школа
продолжает
расширять
сотрудничество
с
ведущими
образовательными и общественными организациями страны, чтобы
воспитание было не только системным, но и наполненным реальными
делами и смыслами.
Традиции, ритуалы МБОУ «Краснопольская СШ».
Традиционные школьные ритуалы
В нашей школе сложились особые традиции, которые объединяют
учеников, педагогов и родителей, формируют чувство принадлежности к
школьному сообществу:
Торжественная еженедельная линейка с вносом Государственного
флага РФ, Республики Хакасия, исполнение гимна РФ, РХ
Посвящение в первоклассники – праздник для самых юных учеников,
символизирующий начало их школьного пути.
Посвящение в пятиклассники – традиционный ритуал, отмечающий
переход из младшей школы в среднее звено и принятие новых
обязанностей.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
2.1.1. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
российских
традиционных
духовно-нравственных
и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
16
основе исторического просвещения; подбор соответствующего
содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов
воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение
интерактивных
форм
учебной
работы
–
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию,
игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками,
соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с
особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и
групповых проектов воспитательной направленности.
2.1.2. Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное
образование».
Внеурочная деятельность в нашей школе представляет собой важнейший
компонент образовательного пространства, направленный на развитие
индивидуальных способностей и интересов каждого обучающегося. Мы
предлагаем разнообразные курсы и программы, позволяющие учащимся
раскрыть свой потенциал в различных сферах деятельности.
Направления внеурочной деятельности:
Один час в неделю в 1-4 классе отводится на внеурочное занятие
«Разговоры о важном», которое направлено на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование
17
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
1.
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на
физическое развитие обучающегося, углубление знаний об организации
жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного
образа жизни, реализуется в рамках программы «Спортивные игры» и
дополнительного образования (спортивная секция ОФП).
2.
Проектно-исследовательская
деятельность организуется
как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной
деятельности по выполнению проектов через урочную и внеклассную
деятельность.
3.
Художественно-эстетическая
творческая
деятельность
организуется, как система разнообразных творческих мастерских по
развитию художественного творчества представлена курсом «Калейдоскоп
рукоделия». Обучение практическим навыкам художественно-творческой
деятельности, понимание связи художественно-образных задач с идеей и
замыслами, умение выражать свои жизненные представления с учётом
возможных художественных средств.
4.
Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование функциональной коммуникативной грамотности,
культуры диалогического общения и словесного творчества, реализуется
через курсы школьного театра «Путешествие в сказку». Организуется как
система
разнообразных
творческих
мастерских
по
развитию
художественного творчества, способности к импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
5.
Информационная культура предполагает систематическую
интегрированную работу в рамках всех курсов внеурочной деятельности,
которые формируют представления обучающихся о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных
видов работ на компьютере.
6.
Интеллектуальные марафоны представлены в курсе ВД, через
систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые
призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его
познавательные интересу и способности к самообразованию.
7.
Внеурочную
деятельность
по
учебным
предметам
образовательной программы, учебный курс «Музейное дело» для 5-9 классов
1 час в неделю, с целью удовлетворения этнокультурных интересов
обучающихся, а также через реализацию проекта «Россия – страна
возможностей» и кружок «Шахматы» для развития интеллектуальных
способностей.
8.
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности
используется все многообразие доступных объектов отечественной
культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа
18
«Киноуроки».
9.
Курс «Семьеведение» в 9 классе реализуется через занятия
«Разговоры о важном» и внеклассной работы.
10.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на
развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре.
Для недопущения перегрузки обучающихся, часть образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, реализуется в период
каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может
реализовываться в рамках экскурсий, походов, поездок, в т.ч. хакасских
музеев под открытым небом, мероприятий и проведения киноуроков и
виртуальных экскурсий.
Внеурочная деятельность МБОУ «Краснопольская СШ» тесно связана с
дополнительным образованием детей в части создания условий для развития
творческих интересов детей, включения их в художественную, спортивную и
другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
используются с преобладанием учебно–познавательной деятельности.
Занятия внеурочной деятельности проходят с использованием центров «Точки
Роста» и «Цифровая образовательная среда».
2.1.3. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого
вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на
решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание
необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них
обучающихся с разными потребностями, способностями, давать
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения;
сплочение
коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия,
походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся,
классные вечера;
19
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в образовательной
организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогомпсихологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений
проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы
индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и
обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между
учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных
проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на
обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в
классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать
обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке,
участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся,
их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и
иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
2.1.4. Модуль «Основные школьные дела».
Воспитательная работа в школе осуществляется через систему
ключевых событий, направленных на развитие личности, гражданской
ответственности и творческой активности учащихся. Основные направления
включают:
20
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами,
в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям
в России, мире:
− Ежегодные акции: «Память поколений», «Сила в
единстве», «Гордимся историей» и др.
Участие во всероссийских и международных акциях
− Патриотические и экологические проекты: «Фронтовые
страницы», «Хлеб блокады», «Письмо Победы», «Земля – наш дом»;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной
организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
вклад в развитие образовательной организации, своей местности
социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров,
комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и другой направленности:
− праздники посвящения: «Первый раз – в первый класс!», «Новая
ступень» (переход в 5 класс)
−
традиционные
церемонии: «Выпускной
бал», «Последний
звонок», «До свидания, начальная школа!».
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали,
представления в связи с памятными датами, значимыми событиями
для жителей населенного пункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные
события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел
гражданской,
патриотической,
историко-краеведческой,
экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела
в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел:
−
тематические
фестивали: «Движение
вперёд» (в
рамках
РДДМ), «Диалог поколений», «Культурный код».
21
− распределение ролей (сценаристы, ведущие, дизайнеры,
звукорежиссёры, координаторы) при подготовке мероприятий.
− обучение планированию, проведению и анализу школьных
событий;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими
работниками и другими взрослыми
Такой подход позволяет создать насыщенную воспитательную среду,
способствующую формированию активной, социально ответственной
личности.
2.1.5. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнерами образовательной организации;
внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в
образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, слеты и др., организуемые педагогическими работниками,
в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий,
биографий проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая
общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями,
ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.
2.1.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
22
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
образовательную
организацию
государственной
символикой
Российской
Федерации,
субъекта
Российской
Федерации,
муниципального образования (флаг, герб), изображениями
символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;
организацию
и
проведение
церемоний
вноса
(выноса)
государственного флага Российской Федерации;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных
аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов
традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации
звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной
направленности
(звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации, Республики Хакасия;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной,
привлекательной форме новостную информацию позитивного
гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания,
фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и
обучающихся и др.;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций
творческих работ обучающихся в разных предметных областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг
друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в образовательной организации, доступных и безопасных
рекреационных зон, озеленение территории при образовательной
организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и
тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители,
педагоги могут выставлять для общего использования свои книги,
брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению
школьных аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых
событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров (событийный дизайн);
23
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций
и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для
воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной
организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная
для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.1.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского
сообщества
в
Управляющем совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного
досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных
работников;
родительские форумы на официальном сайте образовательной
организации в информационно-коммуникационной сети Интернет,
интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется
совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом консилиуме в образовательной организации в
соответствии с порядком привлечения родителей (законных
представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
24
2.1.8. Модуль «Самоуправление».
Реализация
воспитательного
потенциала
ученического
самоуправления в Школе предусматривает:
− организацию и деятельность органов ученического самоуправления:
Выборы в Совет обучающихся (агитация, дебаты, тайное
голосование)
Ежемесячные заседания (планирование работы, распределение
обязанностей)
Школа актива (обучение лидеров, тренинги по
командообразованию)
Создание профильных комиссий (учебная, дисциплинарная,
культурно-массовая)
− представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления Школой:
Совместные педсоветы (участие в обсуждении учебного
процесса)
Дни открытых предложений (сбор инициатив от учащихся)
Участие в управляющем совете школы (представление интересов
учеников)
Разработка проектов улучшения школьной среды (например,
зонирование рекреаций)
− защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся:
Конфликтная комиссия (посредничество в спорных
ситуациях)
Правовые недели (встречи с юристами, уроки правовой
грамотности)
Горячая линия доверия (анонимный прием обращений)
Защита прав учащихся (ходатайства перед администрацией)
− участие органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в
Школе:
Составление календаря мероприятий (учет мнения учащихся)
Организация ключевых событий (День учителя, Новый год,
Последний звонок)
Мониторинг воспитательной работы (анкетирование, анализ
эффективности)
Разработка социальных проектов (волонтерство,
экологические акции)
− организация и проведение социальных акций, направленных на
25
формирование социальной активности обучающихся: деловая игра «Выборы
Президента школы», «День дублера» и др.
− осуществление органами ученического самоуправления деятельности
по соблюдению обучающимися Правил внутреннего распорядка
обучающихся Школы.
Дополнительные формы работы:
Школьный пресс-центр (освещение деятельности самоуправления)
Встречи с родителями (представление инициатив учеников)
Обмен опытом
Данная система позволяет создать реально действующее ученическое
самоуправление, способствующее развитию демократической культуры и
социальной ответственности обучающихся.
2.1.9. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация
воспитательного
потенциала
профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в образовательной организации предусматривает:
- организацию деятельности педагогического коллектива по
созданию
в
образовательной
организации
эффективной
профилактической
среды
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности:
Мероприятия:
Ежемесячные инструктажи по технике безопасности (ПБ, антитеррор,
БДД)
Оборудование системы видеонаблюдения и тревожных кнопок
Разработка паспорта безопасности образовательного учреждения
Тренинги для педагогов по оказанию первой помощи
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психологопедагогическое сопровождение СОП обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.):
Мероприятия:
Анкетирование "Социально-психологический климат в классе" (2 раза
в год)
Карты индивидуального сопровождения для учащихся СОП
26
Социально-психологическое тестирование на склонность к девиациям
(с 13 лет)
Рейтинги безопасности по критериям: буллинг, киберугрозы,
правонарушения
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
СОП силами педагогического коллектива и с привлечением
сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и др.):
Мероприятия:
Совет профилактики с участием инспектора ПДН (1 раз в месяц)
Выездные консилиумы с центрами психолого-медико-социального
сопровождения
Школьная служба медиации (разрешение конфликтов)
- разработку и реализацию профилактических программ,
направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с
их окружением; организацию межведомственного взаимодействия:
Мероприятия:
Цикл занятий "Азбука безопасности" (1-4 классы)
Проект "Цифровая гигиена" (кибербезопасность, 5-9 классы)
Акция "Здоровье - твой выбор" (профилактика ПАВ)
Программа "Территория без экстремизма" (8-9 классы)
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и
природных рисков в образовательной организации и в
социокультурном
окружении
с
педагогами,
родителями,
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные,
против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные
объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской
безопасности,
гражданской обороне и др.):
Мероприятия:
Квест "Маршрут безопасности" (станции: ПДД, ЧС, киберугрозы)
Родительский лекторий с участием нарколога, психолога, инспектора
ПДН
Конкурс социальной рекламы "Безопасное детство"
27
- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков
саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным
воздействиям, групповому давлению:
Мероприятия:
Тренинги ассертивности "Умей сказать НЕТ"
Деловые игры по противодействию манипуляциям
профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации деятельности, альтернативной девиантному поведению,
– познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт),
значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной,
религиозно-духовной,
благотворительной,
художественной и др.):
Мероприятия:
Профориентационный проект "Твой выбор"
Экологический десант "Зеленый патруль"
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие,
социально
запущенные,
социально
не
адаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.):
Мероприятия:
Программа "Успешный ученик" для слабоуспевающих
Данный комплекс мероприятий обеспечивает системный подход к
созданию безопасной образовательной среды и профилактике
девиантного поведения.
2.1.10. Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнерства предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении
отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные,
региональные,
школьные
праздники,
торжественные мероприятия и др.);
28
участие представителей организаций-партнеров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной
направленности;
проведение
открытых
дискуссионных
площадок
(детских,
педагогических, родительских) с представителями организацийпартнеров для обсуждения актуальных проблем, касающихся жизни
образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и
другой
направленности,
ориентированных
на
воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.
Социальные партнёры и совместная деятельность
Социальные партнёры
Формы совместной
деятельности
Возможные
мероприятия
Муниципальные учреждения
культуры (библиотеки, музеи, театры)
- Проведение
тематических уроков и
мастер-классов
- Организация экскурсий
и выставок
- "Литературная
гостиная" с
писателями
Спортивные организации (ДЮСШ)
- Проведение мастерклассов и тренировок
- Организация
соревнований и турниров
- Пропаганда ЗОЖ
- "Олимпийские
уроки" с чемпионами
- Школьная
спартакиада
- Акция "Спорт альтернатива вредным
привычкам"
Общественные
организации (ветеранские,
молодёжные, благотворительные)
- Патриотические акции
- Волонтёрские проекты
- Социальные
инициативы
- "Уроки мужества" с
ветеранами
- Акция "Добрые
крышечки"
- Проект "Помощь
бездомным
животным"
Учреждения
здравоохранения (поликлиники,
ФАП)
- Профилактические
лекции
- Дни здоровья
- Консультации
- Акция "Здоровые
зубы"
- Тренинг
"Психологическое
29
Социальные партнёры
Формы совместной
деятельности
Возможные
мероприятия
специалистов
здоровье"
Образовательные
учреждения (ВУЗы, колледжи, другие
школы)
- Научно-практические
конференции
- Обмен опытом
- Совместные
образовательные проекты
Правоохранительные
органы (полиция, МЧС, ГИБДД)
- Профилактические
беседы
- Тренинги по
безопасности
- Практические занятия
Родительское сообщество
- Родительские клубы
- Совместные
мероприятия
- Профориентационные
встречи
СМИ и медиа-партнёры
- Освещение школьных
событий
- Сетевые олимпиады
- Встреча с
инспектором ПДН
- Эвакуация при ЧС
- "Профессии наших
родителей"
- Семейный
спортивный праздник
- Школьная газета с
местной редакцией
Дополнительные формы сотрудничества:
Сельские субботники с участием предприятий и организаций
Общешкольный форум с обсуждением перспектив развития
Данная система партнёрства способствует созданию
воспитательного пространства, объединяющего школу и социум.
единого
2.1.11. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего;
профориентационные
игры (игры-симуляции, деловые игры),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
30
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по
интересующим профессиям и направлениям профессионального
образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов, включенных в обязательную часть образовательной
программы, в рамках компонента участников образовательных
отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
Социальные партнеры и совместная деятельность
Социальные партнеры
Формы совместной деятельности
Предприятия и организации (местные
производства)
- Экскурсии на предприятия
- Мастер-классы от специалистов
- Профессиональные пробы
- Участие в ярмарках вакансий
Вузы и колледжи
- Дни открытых дверей
- Профориентационные лекции и вебинары
- Участие в олимпиадах и конкурсах
Библиотеки и музеи
- Тематические выставки о профессиях
- Встречи с представителями разных сфер
деятельности
- Исторические экскурсы в развитие
профессий
Онлайн-платформы (например,
"Проектория", "Билет в будущее")
- Прохождение профориентационных тестов
- Участие в онлайн-курсах
- Просмотр трансляций о профессиях
будущего
Общественные организации и
волонтерские объединения
- Социальные проекты, связанные с
профессиональными навыками
- Участие в благотворительных акциях
(медицина, экология, педагогика)
Психологические центры
- Индивидуальные консультации для
учащихся и родителей
- Тренинги по самоопределению и
личностному росту
- Диагностика профессиональных
склонностей
31
Социальные партнеры
Формы совместной деятельности
Государственные учреждения (МЧС,
полиция, администрация города)
- Встречи с представителями профессий
- Практические занятия по безопасности и
гражданской обороне
- Экскурсии в пожарные части, отделы
полиции
Данная
система
сотрудничества
многостороннюю
поддержку
учащихся
самоопределении.
позволяет
обеспечить
в
профессиональном
2.1.12. Модуль «Трудовая деятельность».
Реализация воспитательного потенциала трудовой деятельности в
Школе предусматривает:
воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
формирование у детей умений и навыков самообслуживания,
потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей;
развития
навыков
совместной
работы,
умения
работать
самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Трудовое воспитание в школе реализуется через следующие виды и
формы воспитательной деятельности:
Учебный труд:
умственный труд на учебных занятиях по учебным предметам, курсам
и модулям, занятиях внеурочной деятельности;
физический труд на учебных занятиях по технологии.
Общественно-полезный труд:
шефство над младшими;
шефство над ветеранами войны и труда, престарелыми людьми;
благоустройство класса, школы, села;
благоустройство пришкольной территории;
шефство над историческими памятниками;
экологические субботники, акции;
акция «Чистая школа» (раз в четверть).
32
Производительный труд:
трудовые отряды в летний период: разбивка, прополка, полив клумб;
помощь в уборке школы после ремонта;
изготовление элементов для тематического оформления классных
кабинетов, коридоров, рекреаций, окон к различным праздничным и
памятным датам.
Самообслуживающий труд:
самообслуживание;
подготовка рабочего места к уроку, уборка и поддержание порядка на
рабочем месте;
дежурство в классном (учебном) кабинете;
дежурство по школе, по столовой.
2.1.13. Модуль «Школьный музей».
Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает:
на
индивидуальном уровне
– проектно-исследовательскую
деятельность по изучению, охране и популяризации историкокультурного и природного наследия родного края средствами
краеведения и музейного дела;
на классном уровне – организацию и проведение музейных уроков;
подготовку и проведение междисциплинарных, интегрированных
уроков, уроков в трансформированном пространстве; подготовку и
проведение классных часов на базе музея либо по классам с
использованием материалов музея;
на школьном уровне – организация и проведение уроков Мужества,
воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории
школы, города, региона, России;
на внешкольном уровне – организация и проведение воспитательных
дел, посвященных памятным датам в истории; участие в конкурсах
различных уровней; размещение экспозиции школьного музея на
площадке Музея Победы; онлайн-экскурсии.
2.1.15. Модуль «Детские общественные объединения».
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется
через:
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
33
умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа по
проведению культурно-развлекательных мероприятий; помощь в
благоустройстве территории школы; участие школьников в работе на
прилегающей к школе территории, и т.п);
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
• участие членов детского общественного движения в волонтерском
школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и
социального окружения в целом.
Деятельность первичного отделения «Движение первых» направлена
на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их
интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости
обучающихся. Участником школьного отделения «Движение первых»
может стать любой обучающийся старше 6 лет. Дети и родители
самостоятельно принимают решение об участии в проектах «Движение
первых». Подростки получают навыки эффективного взаимодействия в
команде, построения отношений с другими людьми, проявляют себя в
решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять
свою роль в обществе.
Одно из направлений «Движение первых» - программа «Орлята
России» – уникальный проект, направленный на развитие социальной
активности школьников младших классов в рамках патриотического
воспитания граждан РФ. Участниками программы «Орлята России»
становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из
старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые
проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный
опыт командной работы, где «один за всех и все за одного». Обучающиеся
принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях «Дней единых
действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя, День
народного единства, День матери, День героев Отечества, День
Конституции РФ, Международный день книгодарения, День защитника
Отечества, День космонавтики, Международный женский день, День
счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей.
2.1.17. Модуль «Школьный театр».
34
На базе школы проходит внеурочная деятельность школьный театр
«Путешествие в сказку». Школьный театр – это то место, где ребёнок
может попробовать себя в разных ролях, что способствует его
самоопределению и дальнейшей самореализации. Ученик овладевает
минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками
социальной активности и функциональной грамотности. Именно школьный
театр может стать местом, где произойдет становление личностного
самосознания, сформируется культура чувств, способность к общению,
овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью
движений, воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для
успеха в любой сфере деятельности.
2.1.18. «Экскурсии, походы».
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях.
На экскурсиях,
в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
- регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в
начальных классах их классными руководителями («Природа зимой»,
«Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
- выездные экскурсии в музеи, на предприятия; на представления в
кинотеатр, драмтеатр, цирк.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1. Кадровое обеспечение.
Воспитательная работа в МБОУ «Краснопольская СШ» осуществляется
специалистами:
Должность
Колво
Основные функции
Административный персонал
Директор
1
Осуществляет общее руководство воспитательной системой
школы, контроль за реализацией воспитательных программ
35
Должность
Колво
Основные функции
Заместитель
директора по УВР
1
Координируют воспитательный потенциал учебной
деятельности, организуют работу с различными категориями
учащихся (одаренные, слабоуспевающие, с ОВЗ)
1
Руководит организацией воспитательного процесса,
курирует деятельность: • • Объединений дополнительного
образования • Детских общественных организаций •
Органов школьного самоуправления
Заместитель
директора по ВР
Социально-психологическая служба
Социальный педагог
1
Организуют профилактическую работу, межведомственное
взаимодействие, курируют случаи СОП
Педагогический состав
Классные
руководители
9
Организуют воспитательную работу на уровне классных
коллективов
Педагог
дополнительного
образования
1
Ведут кружковую работу, вовлекают учащихся в
творческую деятельность
Кадровый потенциал:
Общая численность педагогического состава - 12 человек
Система повышения квалификации:
Ежегодно педагоги проходят обучение по актуальным вопросам:
Современные воспитательные технологии
Профилактика девиантного поведения
Внешние партнеры:
К воспитательной работе привлекаются специалисты:
Комиссии по делам несовершеннолетних
Подразделения по делам несовершеннолетних
Учреждений культуры (музеи, театры)
Общественных организаций
Такая система кадрового обеспечения позволяет комплексно решать
задачи воспитания и социализации обучающихся.
36
3.2.
Нормативно-методическое
деятельности
обеспечение
воспитательной
Воспитательная работа в образовательной организации осуществляется
на основании следующих нормативных документов:
1. Организационные документы:
Устав образовательной организации
Программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
2. Положения о структурных подразделениях:
Документ
Назначение
Положение о классном
руководстве
Регламентирует деятельность классных руководителей
Положение о Штабе
воспитательной работы
Устанавливает порядок координации воспитательной
деятельности
Положение о Центре детских
инициатив
Регламентирует работу центра по развитию
ученического самоуправления
3. Положения о советах и комиссиях:
Положение о Совете профилактики
Положение о Родительском совете
Положение о методическом объединении классных руководителей
4. Положения о воспитательных мероприятиях:
Положение о церемонии поднятия флага
Положение о награждении "Школа зажигает звёзды"
Порядок посещения внеучебных мероприятий
Положение об использовании государственных символов
5. Документы по организации образовательной среды:
Положение о внешнем виде учащихся
Положение о средствах мобильной связи
Положение о дежурстве по школе
Положение о классном уголке
6. Социальная поддержка и безопасность:
Положение о мерах социальной поддержки
Положение о поощрениях и взысканиях
Положение о внутришкольном учёте
Порядок мониторинга социальных сетей
37
7. Организация дополнительного образования:
Положение о физкультурно-спортивном клубе
8. Организация питания:
Положение об организации питания
Положение о родительском контроле питания
Все локальные нормативные акты разработаны в соответствии с
действующим законодательством РФ и регулярно актуализируются.
Документы доступны на официальном сайте школы и в методическом
кабинете.
3.3. Система поощрения социальной успешности и активной жизненной
позиции обучающихся
Цель системы поощрения:
Формирование у обучающихся мотивации к активной социальной
позиции, развитие лидерских качеств и инициативности через комплексную
систему признания достижений.
Основные принципы:
1. Публичность - торжественные церемонии награждения с участием
школьного сообщества
2. Прозрачность - четкие критерии, закрепленные в Положении о
поощрениях
3. Регулярность - ежемесячные, квартальные и годовые награждения
4. Баланс - сочетание индивидуальных и коллективных форм поощрения
5. Инклюзивность - участие всех субъектов образовательного процесса
(ученики, родители, педагоги)
6. Дифференциация - многоуровневая система наград
Конкурсная система:
В начале учебного года объявляются ежегодные конкурсы:
Название
конкурса
Номинации
Критерии оценки
"Ученик года"
"Интеллектуал", "Творческая
личность", "Социальный проект"
Учебные достижения, участие в
олимпиадах, социальные
инициативы
"Лидер школы"
"Самоуправление", "Волонтерство",
"Организатор"
Лидерские качества, реализованные
проекты
38
Название
конкурса
Номинации
Критерии оценки
"Спортивная
элита"
"Чемпион", "Тренер", "Спортивный
класс"
Спортивные достижения,
пропаганда ЗОЖ
"Класс года"
"Учебные достижения",
"Творчество", "Социальная
активность"
Успеваемость, участие в
мероприятиях, социальные проекты
Механизмы фиксации достижений:
1. Электронное портфолио:
o Достижения в учебе
o Участие в мероприятиях
o Реализованные проекты
o Грамоты и награды
2. Рейтинговые таблицы:
o Персональные рейтинги
o Классные рейтинги
o Тематические рейтинги (спорт, наука, творчество)
Формы поощрения:
Торжественное вручение грамот и дипломов
Размещение на "Доске почета"
Публикации в школьных СМИ
Вручение ценных подарков
Гранты на образовательные проекты
Путевки в профильные лагеря
Стажировки у социальных партнеров
Благотворительная поддержка:
Спонсорская помощь для реализации социальных проектов
Гранты для одаренных детей
Поддержка детей из малообеспеченных семей
Финансирование перспективных инициатив
Информационное сопровождение:
Публикации на официальном сайте
Рубрика в школьной газете
Трансляции церемоний награждения
Персональные благодарственные письма родителям
Фотоотчеты в социальных сетях
Контроль и обратная связь:
Ежегодный мониторинг эффективности системы
39
Анкетирование участников
Корректировка критериев по результатам анализа
Публичные отчеты о реализации системы
Данная система способствует созданию мотивирующей образовательной
среды, где каждый обучающийся имеет возможность проявить свои
способности и быть признанным за свои достижения.
3.2. Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса в МБОУ СОШ № 1 осуществляется в
соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровне образования,
установленными ФГОС НОО.
Основным
методом
анализа
воспитательного
процесса
в
образовательной
организации
является
ежегодный
самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных
показателей, таких как сохранение уклада образовательной
организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогическими работниками,
обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование
его
результатов
для
совершенствования
воспитательной деятельности педагогических работников (знания и
сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальными партнерами);
распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное
развитие – это результат как организованного социального
воспитания, в котором образовательная организация участвует
наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
40
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (социальным педагогом) с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся
удалось решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
социальным педагогом, классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
реализации воспитательного потенциала:
урочной деятельности;
внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
школьного музея, театра.
41
Психологические исследования личностных результатов обучающихся:
№
Название
исследования
1
Диагностика
адаптации
2
Изучение
мотивации
3
Диагностика
ценностных
ориентаций
4
Исследование
социализации
5
Диагностика
эмоционально
го интеллекта
6
Изучение
профессионал
ьных
склонностей
7
Мониторинг
психологическ
ого климата
Категория
обучающихся
Периодичность
Методы и
инструменты
Учитываемые
показатели
1, 5 классы
Сентябрьоктябрь
Анкетировани
е,
проективные
методики
Уровень
школьной
тревожности,
социальная
интеграция
5-9 классы
2 раза в год
(сентябрь,
апрель)
Методики Т.Д.
Дубовицкой,
М.В.
Матюхиной
Учебная
мотивация,
познавательная
активность
8-9 классы
1 раз в год
(ноябрь)
Методика М.
Рокича, тест
Шварца
Жизненные
приоритеты,
гражданская
позиция
1-9 классы
1 раз в год
(февраль)
Социометрия,
наблюдение
Социальная
активность,
лидерские
качества
1 раз в 2 года
Методика Д.
Гоулмана
Эмпатия,
саморегуляция,
коммуникативны
е навыки
1 раз в год
(март)
Дифференциал
ьнодиагностическ
ий опросник
Климова
Профессиональн
ая
направленность
Ежеквартально
Анкетировани
е, методика
Лутошкина
Удовлетвореннос
ть школьной
жизнью, уровень
конфликтности
5-9 классы
8-9 классы
Все классы
Использование результатов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Корректировка воспитательных программ
Индивидуальная работа с обучающимися
Разработка профилактических мероприятий
Планирование тематических классных часов
Методическая работа с педагогами
Консультирование родителей
42
Формы представления результатов:
Аналитические справки
Индивидуальные карты развития
Графики динамики показателей
Рекомендации для педагогов
Итоги самоанализа воспитательной работы
По результатам проведённого анализа воспитательной деятельности
формируется перечень выявленных проблемных зон, требующих решения в
новом учебном году.
Порядок оформления и утверждения итогов:
1. Подготовка аналитического отчёта
o Осуществляется заместителем директора по воспитательной
работе
o Включает:
• Анализ эффективности реализованных мероприятий
• Выявленные проблемы и их причины
• Предложения по корректировке воспитательной системы
2. Сроки подготовки
o Май-июнь текущего учебного года
3. Утверждение документа
o Рассматривается на заседании методического объединения
классных руководителей
o Выносится на обсуждение педагогического совета школы
o Утверждается приказом директора образовательного учреждения
4. Использование результатов
o Становится основой для:
• Плана воспитательной работы на следующий учебный год
• Программы развития воспитательной компоненты
• Повышения квалификации педагогических кадров
Форма представления данных:
Аналитическая справка с приложениями
Презентация ключевых показателей
Рекомендации по совершенствованию работы
Данный механизм обеспечивает преемственность воспитательной работы
и её постоянное качественное улучшение.
43