Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 26.08.2024 № 119 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР СКАЗОК» (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) с. Краснополье 2024 Пояснительная записка Рабочая программа «Театр сказок» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Уставом МБОУ «Краснопольская СШ» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей, реализующих ФГОС второго поколения; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; - Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Краснопольская СШ; - Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы педагога, реализующего ФГОС второго поколения; - Программа составлена на основе пособия по дополнительному образованию под редакцией И.А. Генераловой М.: Баласс,2010. Общая характеристика Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде. Программа способствует развитию художественно-театральной культуры, подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Предлагаемая программа соответствует современным целям общего образования, основным положениям Концепции модернизации Российского образования, перспективным целям начального образования в школе. Программа ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников. Цель программы: Развитие творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности. Задачи программы: Обучающие формировать необходимые представления о театральном искусстве; формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации; формировать практические навыки пластической выразительности с учётом индивидуальных физических возможностей ребенка; отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя, работать над ролью. Развивающие развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка; развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение; развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в области сценического искусства; развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развивать навыки самообразования и самосовершенствования. Воспитательные ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей (жизнь, природа, человек, здоровье, гармония, красота); способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях художественной деятельности; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни; воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности; формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность, исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.), для социальной адаптации обучающегося. Место внеурочной деятельности в учебном плане Программа рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов: 1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю) 2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю) 3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю) 4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю) Формы проведения занятий Игра, беседа, иллюстрирование, мастерская, инсценирование, ведение театральных кукол, посещение театра сказок, работа в малых группах, актёрский тренинг, экскурсия. Ожидаемый результат Овладение универсальными познавательными действиями: Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему. Умеют произносить скороговорку и стихотворение в движении и разных позах. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Умеют составлять диалог между сказочными героями. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: · потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; · целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; · этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; · осознание значимости занятий для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: · понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; · планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; · осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; · анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: · пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; · понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; · проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: · включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность · работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; · обращаться за помощью; · формулировать свои затруднения; · предлагать помощь и сотрудничество; · слушать собеседника; · договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; · формулировать собственное мнение и позицию; · осуществлять взаимный контроль; · адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Учащиеся научатся: · читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; · выразительному чтению; · развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; · видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; · сочинять этюды по сказкам; · умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). Содержание программы (1-4 класс) 1.Театральные подмостки. (12ч) 2.Сцена и актеры. (10ч) 3.Театр начинается с вешалки. (6ч) 4.Весь мир — театр, а люди в нём актеры. (5ч) 5.Подготовка к итоговому театральному представлению. (1ч) Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Театр сказок» 1-4 класс, 2024-2025 уч.год № п\п Тема Кол-во Элемент содержания часов План Раздел 1. Театральные подмостки. 1 Вводное занятие. Виды театра. 1 Знакомство детей с историей театра. 2 Театр снаружи и внутри. 1 3 Зритель в театре. 1 Знакомство с понятиями «балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». 4 Театральные профессии 1 Понятие о театральных профессиях (костюмер, гримёр, осветитель, актер, режиссер…) 5 Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими. Изображение понравившейся театральной куклы. 7 Виды театральных кукол управления ими. Виды театральных кукол управления ими. Понятие «кукловод». 8 История одной куклы. 1 9 Художественная мастерская Папы Карло 1 10 Творческая мастерская. 1 11 Театры России 1 12 Постановка речи. Скороговорка. 1 6 и способы 1 и способы 1 1 Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы. Просмотр фильма про Буратино Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас) Изготовление простых кукол-перчатки. Знакомство с театрами своего города. Просмотр видео о театрах. Презентация. Культура и техника чтения скороговорок. Раздел 2. Сцена и актеры. 13 Виды театральных постановок 1 Дата Знакомство с театральными постановками Факт 14 Знакомство с понятием «ширма». 1 15 Понятие «декорация». 1 16 Мастерская декорации 1 17 Мастерская декорации 1 Знакомство с понятием «ширма».Обучение работе над ширмой. Понятие «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.) Распределение и пробы ролей Разучивание ролей. 18 Чтение пьесы по ролям, анализ текста 1 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 19 Театральная игра 1 20 Театральная игра 1 21 Подготовка к спектаклю. 1 Репетиция и инсценирование басни Крылова «Ворона и лисица» на сцене. Репетиция и инсценирование басни Крылова «Ворона и лисица» на сцене. Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 22 Спектакль «Ворона и лисица» 1 Показ спектакля Раздел 3. Театр начинается с вешалки. 23 Касса и билеты. 1 24 Афиша. 1 25 Мастерская кукол. Бумажная сказка 1 26 Мастерская декораций. 1 27 Театральная игра 28 Театральный видеосалон 29 Актерская грамота. Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль. Планирование и изготовление афиши Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой Декорации Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за ширмой. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и 1 семеро козлят». Анализ произведения. Раздел 4. Весь мир — театр, а люди в нём актеры. 1 1 Пластическая выразительность актера 30 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 1 Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. 31 Театральная игра. 1 Репетиция и инсценирование сказки «Репка» 32 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 1 Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. 33 Театральная игра. 1 34 Творческий отчет. «Алло! Это театр?» Репетиция и инсценирование сказки «Теремок на новый лад» Раздел 5. Подготовка к итоговому театральному представлению. 1 Творческий отчет «В мире сказок»