Приложение
к основной образовательной
программе начального общего
образования, утвержденной
приказом от 26.08.2024 № 119
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕАТР СКАЗОК»
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
с. Краснополье
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Театр сказок» разработана в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального
общего
образования».
Уставом
МБОУ
«Краснопольская
СШ»
и
регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей,
реализующих ФГОС второго поколения;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Краснопольская СШ;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы педагога,
реализующего ФГОС второго поколения;
- Программа составлена на основе пособия по дополнительному образованию под
редакцией И.А. Генераловой М.: Баласс,2010.
Общая характеристика
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет
решать
многие
актуальные
проблемы
педагогики
и
психологии,
связанные
с
художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения,
фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная сила воздействия театральной
игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную
возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде.
Программа способствует развитию художественно-театральной культуры, подъему
духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп
нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания
детей.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят
развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать,
ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Предлагаемая программа соответствует современным целям общего образования,
основным
положениям
Концепции
модернизации
Российского
образования,
перспективным целям начального образования в школе. Программа ориентирована на
развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его
социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших
школьников.
Цель программы:
Развитие творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
формировать необходимые представления о театральном искусстве;
формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных
заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
формировать практические навыки пластической выразительности с учётом
индивидуальных физических возможностей ребенка;
отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с
партнёром, создавать образ героя, работать над ролью.
Развивающие
развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории
театрального искусства;
развивать
творческую
активность
через
индивидуальное
раскрытие
способностей каждого ребёнка;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое
воображение;
развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в
области сценического искусства;
развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные
ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей
(жизнь, природа, человек, здоровье, гармония, красота);
способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях
художественной деятельности;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной
позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
формирование позитивных ценностных ориентаций (активная
жизнедеятельность, исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.),
для социальной адаптации обучающегося.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Формы проведения занятий
Игра, беседа, иллюстрирование, мастерская, инсценирование, ведение театральных
кукол, посещение театра сказок, работа в малых группах, актёрский тренинг,
экскурсия.
Ожидаемый результат
Овладение универсальными познавательными действиями:
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему.
Умеют произносить скороговорку и стихотворение в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить
к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
Содержание программы (1-4 класс)
1.Театральные подмостки. (12ч)
2.Сцена и актеры. (10ч)
3.Театр начинается с вешалки. (6ч)
4.Весь мир — театр, а люди в нём актеры. (5ч)
5.Подготовка к итоговому театральному представлению. (1ч)
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Театр сказок» 1-4 класс, 2024-2025 уч.год
№ п\п
Тема
Кол-во
Элемент содержания
часов
План
Раздел 1. Театральные подмостки.
1
Вводное занятие. Виды театра.
1
Знакомство детей с историей театра.
2
Театр снаружи и внутри.
1
3
Зритель в театре.
1
Знакомство с понятиями «балкон», «ложа»,
«закулисье», «сцена»,
Знакомство с правилами поведения в театре.
Понятия «зритель» и «фанат».
4
Театральные профессии
1
Понятие о театральных профессиях (костюмер, гримёр,
осветитель, актер, режиссер…)
5
Беседа о разновидностях кукол и способах
управлениями ими.
Изображение понравившейся театральной куклы.
7
Виды театральных кукол
управления ими.
Виды театральных кукол
управления ими.
Понятие «кукловод».
8
История одной куклы.
1
9
Художественная мастерская Папы Карло
1
10
Творческая мастерская.
1
11
Театры России
1
12
Постановка речи. Скороговорка.
1
6
и
способы
1
и
способы
1
1
Ознакомление детей с принципом управления
движениями куклы.
Просмотр фильма про Буратино
Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино,
Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас)
Изготовление простых кукол-перчатки.
Знакомство с театрами своего города. Просмотр
видео о театрах. Презентация.
Культура и техника чтения скороговорок.
Раздел 2. Сцена и актеры.
13
Виды театральных постановок
1
Дата
Знакомство с театральными постановками
Факт
14
Знакомство с понятием «ширма».
1
15
Понятие «декорация».
1
16
Мастерская декорации
1
17
Мастерская декорации
1
Знакомство с понятием «ширма».Обучение работе
над ширмой.
Понятие «декорация». Ознакомление с элементами
оформления спектакля театра.
Изготовление плоскостных декораций (деревья,
дома и т.д.)
Распределение и пробы ролей Разучивание ролей.
18
Чтение пьесы по ролям, анализ текста
1
Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.
19
Театральная игра
1
20
Театральная игра
1
21
Подготовка к спектаклю.
1
Репетиция и инсценирование басни Крылова
«Ворона и лисица» на сцене.
Репетиция и инсценирование басни Крылова
«Ворона и лисица» на сцене.
Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.
22
Спектакль «Ворона и лисица»
1
Показ спектакля
Раздел 3. Театр начинается с вешалки.
23
Касса и билеты.
1
24
Афиша.
1
25
Мастерская кукол. Бумажная сказка
1
26
Мастерская декораций.
1
27
Театральная игра
28
Театральный видеосалон
29
Актерская грамота.
Знакомство с профессией «билетер», «кассир».
Изготовление и распространение билетов на
спектакль.
Планирование и изготовление афиши
Изготовление простейших плоских кукол, для игры
за ширмой
Декорации
Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за
ширмой.
Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и
1
семеро козлят». Анализ произведения.
Раздел 4. Весь мир — театр, а люди в нём актеры.
1
1
Пластическая выразительность актера
30
Чтение пьесы по ролям, анализ текста.
1
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.
31
Театральная игра.
1
Репетиция и инсценирование сказки «Репка»
32
Чтение пьесы по ролям, анализ текста.
1
Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей.
33
Театральная игра.
1
34
Творческий отчет. «Алло! Это театр?»
Репетиция и инсценирование сказки «Теремок на
новый лад»
Раздел 5. Подготовка к итоговому театральному представлению.
1
Творческий отчет «В мире сказок»