МБОУ «Краснопольская СШ» Утверждено Согласовано Заместитель директора по ВР ________/Масленникова В.А./ « ____ » _______ 2024 г Директор МОБУ « Краснопольская СШ» _____ Натейкина Ж.П. Приказ №78/2 от24.05.24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» 8-9 класс Составитель: Грызина Е.А учитель с. Краснополье 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» для 8-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», а также с учетом: федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022г. №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). Актуальность программы «Музейное дело» Актуальность курса внеурочной деятельности «Музейное дело» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих поколений россиян. Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой задач исторического просвещения подрастающего поколения россиян, формирования у них способности к восприятию и бережному отношению к историческому и культурному наследию, сохранения исторической памяти о подвигах и достижениях предков, о ключевых исторических событиях и их участниках. Основное внимание в программе уделено современным подходам к организации деятельности, нацеливающих школьников не на пассивное восприятие сообщаемой педагогом информации, а на самостоятельный поиск и исследование. Цель курса «Музейное дело» Курс знакомит обучающихся с историей музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России; дает первичные навыки современных музейных технологий, развивает практические навыки музейной работы. Основные задачи курса «Музейное дело» вовлечь учащихся в организацию поисково-исследовательской работы; умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, художественной литературой; формировать навыки работы с архивными документами; развивать навык самостоятельной исследовательской работы; обучить методикам проведения экскурсий в школьном музее; развивать устную и письменную речь учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал. Место курса «Музейное дело» научно-популярной, краеведческой, – развивать исторической, Программа курса рассчитана на 34 часа, которые будут реализованы в течение одного учебного года в составе разновозрастной группы из обучающихся 8–9 классов. При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы, практические занятия, экскурсии в музейную комнату гимназии, виртуальные экскурсии и др. Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Программа носит историко-просветительскую и гражданско-патриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего образования: осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе; понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране; сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовнонравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в прошлом и современности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» Содержание программы «Музейное дело» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений и качеств: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование УУД. Регулятивные универсальные учебные действия: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность операций (алгоритм действий); оценивать («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; весомость приводимых доказательств и необходимых рассуждений оценивать результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу Познавательные универсальные учебные действия: анализировать результаты поисковой работы; фиксировать их результаты; - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для проведения экскурсии; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу в процессе работы над текстом экскурсии; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; писать сочинения, источников. используя информацию, ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения следующих умений и знаний. полученную из курса является разных сформированность Учащиеся должны знать: основную музейную терминологию; функции и задачи музея. этапы становления и развития музеев России. цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея хранения и экспонирования музейных предметов. характеристику музейной экспозиции; особенности экспозиционно-выставочной работы; правила написания, подготовки и проведения экскурсии. механизм проведения экскурсий; правила поведения экскурсовода. • особенности Учащиеся должны уметь: правильно пользоваться музейной терминологией умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки. работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки. • грамотно пользоваться письменной речью; учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст. ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве; строить коммуникацию, вести диалог со слушателями. С целью определения качества освоения обучающимися образовательной программы внеурочной деятельности «Музейное дело», планируется проведение промежуточной аттестации. Результаты промежуточной аттестации отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы. Промежуточная аттестация будет проходить в форме разработки текста экскурсии и её проведения в музейной комнате. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» 8-9 класс № 1 Название темы (раздела) Музейное дело. Основные вопросы темы Количество часов Предмет и задачи кружка. Понятия: музей — музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура кружка. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности. 8 2. Дни воинской Проведение поиска по конкретной теме: славы России сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе; 8 сбор информации о последних пионерах школы; обработка и систематизация собранных материалов; организация научно- исследовательской работы; 3. Экскурсионная деятельность школьного музея. Массовые мероприятия в школьном музее Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности. Роль культурно-просветительной работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурнопросветительной работы музея. Календарно-тематическое планирование 16 №п/п 1 2 3 4 Тема Вводное занятие. Техника безопасности. Фонды музея. Основной фонд: правила его комплектования. Фонды музея. Основной фонд: правила его комплектования. Экспонат. Экспозиции в музее. Тексты в экспозиции. 5 Экспонат. Экспозиции в музее. Тексты в экспозиции. 6 Основные принципы организация поисковой работы в музее. 7 Основные принципы организация поисковой работы в музее. 8 Исследовательская деятельность в музее. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Исследовательская деятельность в музее Дни, связанные с победой русского оружия в далеком прошлом Дни, связанные с победой русского оружия в далеком прошлом Важные победы периода Новой истории Важные победы периода Новой истории 23февраля-День защитника Отечества 23февраля-День защитника Отечества Дни воинской славы периода Великой Отечественной войны Дни воинской славы периода Великой Отечественной войны Экскурсионный текст. Экскурсионный текст. Экскурсионный текст. Дата проведения Примечание 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Экскурсионный текст. Экскурсионный показ. Экскурсионный показ. Подготовка проведение экскурсий в школьном музее. Подготовка проведение экскурсий школьном музее. Подготовка проведение экскурсий в школьном музее. Подготовка проведение экскурсий в школьном музее. Подготовка и проведение массовых мероприятий в школьном музее. Подготовка и проведение массовых мероприятий в школьном музее. Подготовка и проведение массовых мероприятий в школьном музее. Подготовка и проведение массовых мероприятий в школьном музее. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация в форме подготовки и проведения экскурсии Промежуточная аттестация в форме подготовки и проведения экскурсии