РП курса ВД Музейное дело 5-7 классы

МБОУ «Краснопольская СШ»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________/Масленникова В.А./
« ____ » _______ 2024 г

Утверждено
Директор МОБУ
« Краснопольская СШ»
__________Натейкина Ж.П.
Приказ №78/2 _от 24.0524

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
5-6-7 класс

Составитель:

Грызина Е.А учитель

с. Краснополье
2024 год

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социальнопедагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации
образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных
образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования
и индивидуальными особенностями обучающихся.
Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом,
чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных
направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с
деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к
образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности,
раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать
собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.
Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы
организации общего и дополнительного образования, формировать предметные,
межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной
коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение
ресурсов окружающего социума.
Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек,
способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации,
ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой
мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.
Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся
необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание
гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и
традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований,
анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и
выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и
технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом
требований гуманизации образовательного процесса.
Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных
средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей.
Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в
себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения,
детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным
потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.
Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования
гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном
обществе личности через технологию «музейная педагогика». Школьный музей поможет
оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и
Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению,
возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам
участия в диалоге культур.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и
настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение.
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения
2

ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться
вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей
нации, своей Родины.
Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание
патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости,
ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического
прошлого народов России.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих
предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении
этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для
воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а
каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний,
навыков, суждений оценок и чувств.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из
приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их
высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из
ведущих мест в формировании подрастающего поколения.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает
уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии
ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости
культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к
истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между
старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к
нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе
Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный
музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и
носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
Задачи:
1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими
изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной
литературой.
3. Формирование навыков работы с архивными документами.
4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов
на предложенную тему.
5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время
беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления
собранного материал.
В процессе обучения у учащихся происходит:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об
изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности
общаться с музейными ценностями;
- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии
Актуальность курса заключается в необходимости обучения школьников
основам музейного дела.
Это связано:
3



во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей
школы, района, края;
 во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что
развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в
хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
 в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в
получении дальнейшего образования;
 в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают
коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации
личности.
Ожидаемые результаты.
- появится интерес к истории своего Отечества и родного края
- у учащихся школы появится уважительное отношение к старшему поколению.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения
прошлого в своей жизни.
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки
общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.
При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:
- направленность основной образовательной программы общего образования на
формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями,
способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору
собственной жизненной и профессиональной позиции,
- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы общего образования,
- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,
- положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,
- принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и
теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной,
собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное
представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом
виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,
- четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы,
его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее
потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности
школьного музея определяются:
во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,
во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе
всеми участниками образовательного процесса.
Программа рассчитана на 34 часа для обучающихся 5-6-7 классов. Данный
курс предполагает, как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет,
которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея,
организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.
Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по
организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и
представлению ее результатов.

Методы обучения
1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
4

2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций
и выставок музея.
3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из
фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуальнопознавательной деятельности.
Содержание программы.
1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили
музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и
наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство
с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные
направления деятельности школьного музея.
2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных
знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно –
вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.
Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной
деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных
предметов.
Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке
сбора, учёта и хранения музейных предметов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами
определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием
определителей музейных коллекций.
3. Поисково-исследовательская работа.
Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе»
Проведение поиска по конкретной теме
- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;
- сбор информации о последних пионерах школы;
- обработка и систематизация собранных материалов;
- организация научно-исследовательской работы;
4. Учёт и хранение фондов
Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной
книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.
Вспомогательные картотеки:
а) книга записи воспоминаний
б) книга фотофиксаций
в) журнал приёма исторических памятников
г) журнал учёта газетных материалов
д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями
Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к
обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе
поиска коллекции.
5. Экспозиционная работа.
Знания о требованиях к экспозиции.
Сбор материалов для экспозиций (поисковая
работа). Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций.
Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по
заявкам классов.
5

6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы.
Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой
экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути
использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурнопросветительной работе школы.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии.
Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и
воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их
прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.
Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод
показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной
реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в
рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.
Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов,
использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов,
цитирования, мысленной реконструкции событий.
Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии.
Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция; экскурси в фотографиях;
обзорная экскурсия.
Тематическое планирование на 2024-2025 учебный год
№
1.

2.

3.

Виды
деятельности
Школьный музей, как центр
Знакомство с музеями
обучения и воспитания в школе.
разных профилей по кино
– фото материалам,
литературе
Фонды музея. Научная организация Заочное знакомство с
фондовой работы.
музеями г. Москва,г.
Санкт-Петербург
Темы занятий

Поисково – исследовательская
работа.
Работа над проектами.
Участие в конкурсах

Знакомство с
организацией, тематикой и
направлениями
деятельности школьного
музея.

Количество часов
4

3

10

6

4.

Учёт и хранение фондов.

Изучение документов о
порядке сбора, учета и
хранения музейных
экспонатов, работа с
определителями и
каталогами музейных
коллекций.

5

5.

Инвентаризационная работа.

Проведение
инвентаризации в
школьном музее.

5

6

Экспозиционная работа: музейные
экскурсии.

Разработка и проведение
экскурсии по конкретной
теме (сбор материала,
проведение экскурсий)

7

Итого

34

Материально-техническое обеспечение учебного процесса
1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты:
проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1

Календарно - тематическое планирование
Внеурочная деятельность: «Музейное дело»
5-6-7класс
Дата /план

№ Тема урока
п/п
Школьный музей, как центр обучения и
воспитания в школе.
1
История возникновения музейного дела.
2-3 Социальные функции музея, типы и профили
музея, принципы работы.
4
Знакомство с положением о школьном музее.
Профили школьных музеев
5-6 Предметность и наглядность в школьном музее.
Знакомство с экспозициями школьного музея.
7
Знакомство с организацией и содержанием
туристко - краеведческой работы в школе.
8
Основные направления деятельности школьного
музея.
Фонды музея. Научная организация фондовой

Дата/факт

7

работы.
Ознакомление с фондами музеев округа
Ознакомление с фондами школьного музея
Поисково-исследовательская работа.
Разработка поиска по темам «Кувл», «Онтап»,
11- «Средство передвижения коренных народов
Ямала» и др. к юбилею округа и района
12- Проведение поиска по конкретной теме:
13 «Заклички у северных народов». Работа над
темой
9
10

Запись и оформление исследовательской работы
Сбор экспонатов, связанных с историей школы,
села. Продолжение работы над проектом (по
выбору)
16- Сбор информации, обработка и систематизация
17 собранных материалов.
Учёт и хранение фондов.
14
15

Задачи учётно – хранительской работы.
Музейный предмет как источник научных знаний.
Типы и группы музейных предметов.
Шифровка. Оформление шифра экспонатов
Приём и выдача предметов
Экспозиционная работа.
23 Требования к экспозиции.
24- Сбор материала для экспозиций
26
26 Подборка текстового материала к экспозиции
27 Оформление экспозиции
28 Составление текста экскурсии по созданной
экспозиции.
Подготовка и проведение музейной экскурсии.
29- Основные принципы подготовки и проведения
30 экскурсий в школьном музее:
31 Экскурсия как одна из форм образовательной и
культурно-просветительной работы.
32 Типы и виды экскурсий.
33 Порядок подготовки и проведения экскурсий в
школьном музее для детей ДО и школьников
34 Защита проектной работы.
18
19
20
21
22

8

Литература.
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации,
библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки
и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина:
культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. –
85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики
для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.:
Высшая школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России:
Метод. Пособие. – М.,1990.
8.О деятельности музеев образовательных учреждений.
Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детскоюношеского туризма и краеведения, №2 (46)
9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».