МБОУ «Краснопольская СШ» СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________/Масленникова В.А./ « ____ » _______ 2024 г Утверждено Директор МОБУ « Краснопольская СШ» __________Натейкина Ж.П. Приказ №78/2 _от 24.0524 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» 5-6-7 класс Составитель: Грызина Е.А учитель с. Краснополье 2024 год 1 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социальнопедагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся. Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика». Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку. Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума. Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству. Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований гуманизации образовательного процесса. Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка. Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика». Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур. Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения 2 ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Актуальность программы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия. Цель: -Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа. Задачи: 1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы. 2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой. 3. Формирование навыков работы с архивными документами. 4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему. 5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее. 6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал. В процессе обучения у учащихся происходит: - Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей; - Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями; - Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии Актуальность курса заключается в необходимости обучения школьников основам музейного дела. Это связано: 3 во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края; во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии; в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования; в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности. Ожидаемые результаты. - появится интерес к истории своего Отечества и родного края - у учащихся школы появится уважительное отношение к старшему поколению. - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни. - обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками. При составлении программы курса учитывались такие моменты, как: - направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции, - требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования, - системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС, - положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности, - принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике, - четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются: во-первых, степенью включенности в его работу учащихся, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса. Программа рассчитана на 34 часа для обучающихся 5-6-7 классов. Данный курс предполагает, как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея. Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов. Методы обучения 1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации. 4 2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея. 3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме. 4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуальнопознавательной деятельности. Содержание программы. 1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея. 2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов. Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов. Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций. 3. Поисково-исследовательская работа. Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе» Проведение поиска по конкретной теме - сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе; - сбор информации о последних пионерах школы; - обработка и систематизация собранных материалов; - организация научно-исследовательской работы; 4. Учёт и хранение фондов Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов. Вспомогательные картотеки: а) книга записи воспоминаний б) книга фотофиксаций в) журнал приёма исторических памятников г) журнал учёта газетных материалов д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции. 5. Экспозиционная работа. Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа). Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов. 5 6. Подготовка и проведение музейной экскурсии. Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурнопросветительной работе школы. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция; экскурси в фотографиях; обзорная экскурсия. Тематическое планирование на 2024-2025 учебный год № 1. 2. 3. Виды деятельности Школьный музей, как центр Знакомство с музеями обучения и воспитания в школе. разных профилей по кино – фото материалам, литературе Фонды музея. Научная организация Заочное знакомство с фондовой работы. музеями г. Москва,г. Санкт-Петербург Темы занятий Поисково – исследовательская работа. Работа над проектами. Участие в конкурсах Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея. Количество часов 4 3 10 6 4. Учёт и хранение фондов. Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций. 5 5. Инвентаризационная работа. Проведение инвентаризации в школьном музее. 5 6 Экспозиционная работа: музейные экскурсии. Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, проведение экскурсий) 7 Итого 34 Материально-техническое обеспечение учебного процесса 1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты: проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1 Календарно - тематическое планирование Внеурочная деятельность: «Музейное дело» 5-6-7класс Дата /план № Тема урока п/п Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. 1 История возникновения музейного дела. 2-3 Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. 4 Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных музеев 5-6 Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. 7 Знакомство с организацией и содержанием туристко - краеведческой работы в школе. 8 Основные направления деятельности школьного музея. Фонды музея. Научная организация фондовой Дата/факт 7 работы. Ознакомление с фондами музеев округа Ознакомление с фондами школьного музея Поисково-исследовательская работа. Разработка поиска по темам «Кувл», «Онтап», 11- «Средство передвижения коренных народов Ямала» и др. к юбилею округа и района 12- Проведение поиска по конкретной теме: 13 «Заклички у северных народов». Работа над темой 9 10 Запись и оформление исследовательской работы Сбор экспонатов, связанных с историей школы, села. Продолжение работы над проектом (по выбору) 16- Сбор информации, обработка и систематизация 17 собранных материалов. Учёт и хранение фондов. 14 15 Задачи учётно – хранительской работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Шифровка. Оформление шифра экспонатов Приём и выдача предметов Экспозиционная работа. 23 Требования к экспозиции. 24- Сбор материала для экспозиций 26 26 Подборка текстового материала к экспозиции 27 Оформление экспозиции 28 Составление текста экскурсии по созданной экспозиции. Подготовка и проведение музейной экскурсии. 29- Основные принципы подготовки и проведения 30 экскурсий в школьном музее: 31 Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. 32 Типы и виды экскурсий. 33 Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее для детей ДО и школьников 34 Защита проектной работы. 18 19 20 21 22 8 Литература. 1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с. 2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с. 3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с. 4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с. 5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с. 6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915. 7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990. 8.О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детскоюношеского туризма и краеведения, №2 (46) 9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000 9